Huffington Post: Укрепление НАТО против России лишит Европу самостоятельности
В последнее время НАТО стало действовать гораздо активнее: усиливается на своих восточных рубежах и в Прибалтике. Но именно Россия стала тому причиной и придала альянсу импульс, пишет Huffington Post. Такое усиление, по словам автора статьи, французского политолога и профессора Кирилла Брета, выражается в нескольких инициативах.
Во-первых, альянс проводит одновременно сразу несколько учений, который приобрели стратегический статус. Они должны проверить способность членов НАТО защищать свои восточные рубежи, а также показать России, что тактика, использованная в случае с Украиной, в Прибалтике и Восточной Европе натолкнется на военный ответ. Кроме того, эти маневры призваны подать европейским союзникам альянса знак солидарности. «Эра координации с Россией закончилась, несмотря на новое заседание Совета Россия-НАТО в апреле 2016 года», - пишет издание.
Во-вторых, подписав с Черногорией протокол о присоединении, НАТО продемонстрировало России, что альянс не покончил с расширением. Так, надежду на вступление обрели и Грузия с Украиной, несмотря на несогласие Германии и Франции. Россия же теперь называет расширение НАТО не просто «опасностью», но уже и «угрозой», напоминает издание.
В-третьих, проявляя силу, НАТО также пытается задействовать традиционно нейтральные страны: Швецию, Финляндию. Так, якобы после вмешательства России в воздушное пространство и территориальные воды Швеции Стокгольм стал жестче разговаривать с Москвой и активнее сотрудничать с НАТО. А в Финляндии вопрос о вступлении в НАТО стал важной темой предвыборной гонки. И хотя большинство финнов эту идею не поддерживают, говорить о полной нейтральности страны уже нельзя, считает автор статьи. Как результат исчезают буферные государства, которым приходится выбирать между двумя державами.
В-четвертых, НАТО возвращается к проекту противоракетной обороны в Европе и тем самым переходит в глазах Москвы красную линию. Это символический акт, пишет издание, поскольку он подводит черту под почти десятилетним спором между США и Россией по поводу способности сдерживания и влияния России в Европе. И, как стало очевидно после заключения соглашения с Тегераном, система ПРО в Европе призвана защищать не только от иранской угрозы, но и от удара со стороны России, отмечает политолог. Кроме того, у системы ПРО в Европе есть и стратегическое значение: союзники должны сплотиться вокруг Соединенных Штатов, а внешней политике и вовсе придается осадный оттенок.
Наконец, в-пятых, все эти инициативы должен закрепить Варшавский саммит, на котором, как ожидается, коллективная оборона альянса будет усилена до невиданного со времен холодной войны уровня. Выбор места для проведения встречи также символичен: Польше теперь отводится основополагающая роль в обеспечении безопасности альянса. Кроме того, с помощью Варшавы НАТО делает акцент на том, с какими геополитическими рисками приходится сталкиваться Прибалтике, пишет автор статьи.
Таким образом, делает вывод политолог, прежде всего альянс пытается найти свою историческую миссию, насчет которой были сомнения со времен краха СССР. Доходило до того, что эту миссию видели в борьбе с терроризмом и в установлении мира далеко за пределами Северной Атлантики. Но вот НАТО вернуло себе свою роль собирателя европейцев против военной угрозы со стороны России, считает автор статьи.
В свою очередь, усиление НАТО вызовет у России военный ответ в виде укрепления позиций, в частности, в Калининграде, в Крыму и у украинских границ, прогнозирует политолог. И для Европы это вовсе не радостная новость: с исчезновением буферных зон и нейтральных государств европейцам придется перестраивать собственную политику и реагировать на вызовы, поступающие извне.
И сможет ли Евросоюз в такой ситуации автономно обсуждать снятие санкций с России, задается вопросом журналист. По его мнению, коллективная оборона в Европе возвращается в свое архаическое состояние, которое строилось на равновесии сил и системе сдержек и противовесов. Если НАТО возвращается в Европу, то роль коллективной безопасности самой Европы сокращается, делает вывод Кирилл Брет. «В условиях роста мощи и накала в отношениях между неевропейскими главными актерами Европа рискует потерять свою стратегическую автономию, которую ей удавалось сохранять», - пишет он в Huffington Post.
Фото: Reuters