«Тихая» парламентская избирательная кампания в этом году должна уберечь российскую власть от повторения протестных событий пятилетней давности, пишет в издании Gazeta Wyborcza журналист Вацлав Радзивинович. Поэтому Кремль не заинтересован в высокой явке избирателей. Напротив, чтобы победить в отсутствие реальной конкуренции, ему достаточно будет мобилизовать бюджетников, полагает польский журналист.
«В воскресенье состоятся выборы в России. Путинская партия ставит на снижение явки», –пишет в издании Gazeta Wyborcza польский журналист Вацлав Радзивинович.
Дата голосования неслучайно назначена на 18 сентября. Пятилетний срок правления нижней палаты парламента должен закончиться в декабре – и не было причины, чтобы его сократить. Объяснение было следующим: уже новый парламент должен разработать бюджет на следующий год. Однако прежние составы Думы избирались, когда проект бюджета был принят депутатами именно предыдущего созыва, разъясняет автор.
Отчет сообщества «Голос», занимающегося наблюдением на выборах, говорит, что власти специально передвинули срок так, чтобы кампания попала на период отпусков, когда интерес к политике минимален. Ухудшающаяся экономическая ситуация в стране также снижает рейтинг партии власти, а до декабря ее поддержка может еще сильнее уменьшиться, подчеркивает Радзивинович.
«Она уже сейчас летит кувырком», – добавляет он. Согласно данным опроса независимого «Левада-Центра», в конце августа за «Единую Россию» хотел голосовать 31 процент россиян, а еще в начале месяца это было 39 процентов. На предыдущих выборах в декабре 2011 года «Единая Россия» получила 49,32 процента голосов. Сегодня даже подчиняющиеся властям структуры по изучению общественного мнения дают этой партии значительно меньше: Институт ФОМ – 41 процент, а ВЦИОМ – 39,3 процента, перечисляет автор.
«Кремль, предвидя, что "Единая Россия" может иметь проблемы с получением самостоятельного большинства, также изменил направление: сейчас половина палаты, то есть 225 парламентариев, будут избраны в одномандатных округах», – добавляет он.
Новая избирательная система теоретически дает шанс также партиям так называемой внесистемной оппозиции, которая сейчас не представлена в парламенте. Ни одна из них не может иметь надежды перейти пятипроцентый порог в многомандатных округах. В одномандатных им также будет трудно. Еженедельник «Новое время» оценил, что только в 16 из них оппозиционеры могут бросить вызов партии власти. На мандат может рассчитывать, например, Дмитрий Гудков –единственный сегодня действительно оппозиционный депутат, который остался в завершающей свой срок Думе. «Следовательно, если в парламенте после 18 сентября появится какая-то независимая от Кремля сила, то она будет очень слабой», – отмечает Радзивинович.
Ускорение проведения выборов и назначение их на конец лета ограничивает и так небольшие возможности внесистемной оппозиции, которая не имеет доступа к телевидению. Ее представители должны, как сегодня делает хотя бы участвующий в выборах Гудков, приходить к избирателям и встречаться с ними во дворах их домов, в парках. А летом эти избиратели находятся за городом, и им не до политики.
Московские газеты подтверждают, что кампания перед этими выборами очень вялая. Мало митингов и встреч с избирателями, объясняет он.
Похожее мнение у экспертов Комитета гражданских инициатив. «Кандидаты в одномандатных округах стараются не афишировать свою партийную принадлежность. Они избегают политических тем, сосредотачиваясь на общественных вопросах. Партии рекламируют не свои программы, а скорее рецепты огурцов», – с иронией отмечает Александр Кынев из Комитета гражданских инициатив.
Эксперты «Голоса» считают затишье результатом действий властей, которые стараются добиться того, чтобы в воскресенье явка к урнам была как можно ниже. Это дало бы преимущество лояльной по отношению к Путину части электората, то есть прежде всего работникам бюджетной сферы, которых легко мобилизовать административными методами, рассказывает Радзивинович.
«Этот метод, однако, не всегда оправдывается», – добавляет он. Когда три года тому назад к выборам мэра Москвы допустили Алексея Навального, власть также делала ставку на низкую явку. Более всего оказались мобилизованы приверженцы оппозиции. Они не выиграли, но получили неожиданно много голосов.
«Тихая избирательная кампания должна также уберечь от того, что случилось пять лет тому назад после выборов в Думу, когда кампания разбудила обычно подверженное апатии общество и дело дошло до массовых антипутинских протестов в Москве и других городах», – напоминает Радзивинович.
Сегодня все указывает на то, что после выборов будет сохранен статус-кво. В Думе преимущество все еще будет у «Единой России» и ее партнеров от тех же самых фракций системной оппозиции. Пятипроцентный порог преодолеют еще коммунисты и националисты Владимира Жириновского. «Это явно удастся также балансирующей сегодня на краю "Справедливой России". Таким образом, палата и далее будет машиной для принятия законов, направленных из Кремля», –резюмирует в издании Gazeta Wyborcza польский журналист Вацлав Радзивинович.
Фото: Reuters