Эксперт: Пустив Эрдогана в Сирию, Москва сделала его своим должником
«Анкара становится скрытым вассалом Москвы», – полагает специалистка по Турции из Французского института международных отношений Доротея Шмид. В интервью Le Monde она заявила, что августовское вторжение турецких войск на территорию Сирии произошло «с согласия Москвы» и ознаменовало «поворотный момент» в региональной политике Эрдогана.
«Пока еще слишком рано судить, станет ли это поворотным моментом для войны в Сирии, но для Турции – бесспорно», – подчеркивает эксперт. Шмид напоминает, что Анкара еще в феврале заявляла о готовности провести совместно с Эр-Риядом наземную военную операцию, но тогда ее, похоже, «призвали к порядку» союзники.
После отставки премьера Ахмета Давутоглу, «архитектора большой внешней политики» правящей партии, и после неудавшейся попытки государственного переворота «мало известно о том, чего хочет турецкая дипломатия», говорится в интервью. Вооруженное вторжение на территорию Сирии демонстрирует «автономию» Турции от НАТО, хотя «так или иначе Анкара добилась зеленого света от американцев». Но для этой операции требовалось также и согласие Москвы, контролирующей сирийское небо, в частности на севере страны, уверена Шмид.
Эксперт отмечает, что после турецких извинений за сбитый самолет ВКС РФ и после встречи Путина и Эрдогана в Санкт-Петербурге отношения двух стран «развернулись на 180 градусов», хотя «главы двух государств не всегда согласны друг с другом в том, что касается судьбы президента Сирии Башара Асада». Долгое время Анкара последовательно требовала «немедленного ухода» Асада, но теперь «пошла на уступки» в этом вопросе, чтобы заручиться поддержкой Москвы в более важном деле – военной операции против курдов на сирийской территории, полагает Шмид.
Путин же, по словам специалистки Французского института международных отношений, «проводит в регионе более долгосрочную стратегию, чем Эрдоган». «Он [Путин] допускает турецкие инициативы в Сирии, поскольку те ему особо не мешают. Он хочет, чтобы турки были еще в большей степени его должниками. Он сохраняет контроль, не вмешиваясь, и все еще может призвать их к ответу позже».
А пока, рассуждает эксперт, Путин позволяет туркам создать «маленькую зону безопасности» на севере Сирии, чем совсем не хотели заниматься американцы. «По моему впечатлению, Анкара становится скрытым вассалом России», – заключает Шмид, однако уточняет, что «о смене альянсов речи не идет».
Фото: Reuters