Le Temps: Москва меняется, но не забывает свою историю
Журналистка Le Temps Марго Гишто проехалась на поезде от Парижа до Москвы, чтобы посмотреть, как изменилась Москва, и дать читателям ряд советов о том, где проводить свое время, где есть и где жить в российской столице.
Так, проезжая в московском метро станцию Арбатскую автор статьи советует зайти в маленькую столовую прямо на платформе и взять там «пирожок». Пожилые люди, по ее словам, здесь сидят с непроницаемыми лицами и не говорят по-английски. Так что с первого взгляда Москва по-прежнему соответствует всем стереотипам.
С другой стороны, отмечает журналистка, город модернизируется, движется вперед и уже не похож ни на романтику из «Мастера и Маргариты» Булгакова, ни на холодный и суровый город Ленина. Улицы обновляются, МКАД расширили до 8 полос, а с начала 2000-х на смену рынкам в столицу пришла масса международных магазинов вроде «Ашана» и «ИКЕИ».
И все же Москве удалось сохранить свой колорит. Еще с XIX века город славился своим разнообразием. Иногда из-за этого его сложно понять, отмечает автор статьи: с одной стороны стоит одна из сталинских высоток, вдалеке виднеется комплекс Москва-сити, построенный по прообразу лондонского, посередине – старообрядческая церковь. А рядом – новые здания с неоклассическими фасадами – «стремление обрусить свой вид и укорениться в прошлом, при этом оставляя открытой возможность для изменений».
При этом Кремль, ГУМ и Красную площадь автор статьи сравнивает с «Диснейлендом для взрослых детей», отмечая, в каком хорошем состоянии находятся эти достопримечательности. Но «настоящая Москва» иная, отмечает она: так, среди фаст-фуда, кофеен и суши почти невозможно найти заведение с традиционной кухней.
Москва занимает огромную территорию, поэтому, поясняет журналистка, здесь есть и районы для простых людей, и закрытые кварталы для самых богатых. Но сейчас тон задают уже те, кому меньше сорока, и кто не успел пожить при коммунизме. Они интересуются, в том числе, современным искусством, которое считают своим общим языком. Среди знаковых мест в этом плане автор статьи выделяет центр «Гараж», «Винзавод», «Красный октябрь». Журналистка отмечает, что особое выражение в московском современном искусстве приобретает тема манипуляции художником со стороны государства, протесты, размышления над тем, что такое рынок искусства.
Фото: Reuters