У Белого дома есть целый арсенал инструментов, чтобы соразмерно отреагировать на кибератаки со стороны России, заявил в эфире CNN бывший директор Национального центра кибербезопасности Род Бекстром. Однако нагнетание напряженности в отношениях с Москвой Вашингтону невыгодно. Бекстром надеется, что путем переговоров стороны уладят эту проблему «ради всех истинных демократий мира».
Давайте обратимся к бывшему директору Национального центра кибербезопасности Роду Бекстрому. Он с нами на связи из Санта-Круз. Род, спасибо за участие в программе. Если Белый дом хочет соразмерно отреагировать на действия России, какие варианты действий у него есть?
РОД БЕКСТРОМ, бывший директор Национального центра кибербезопасности: Вариантов много. Белый дом может начать преследование. О некоторых из возможных вариантов уже упоминали. Можно осуществить кибератаки, можно предъявить уголовные обвинения, можно ввести санкции. Есть целый ряд инструментов, к которым мог бы прибегнуть Белый дом. Но я искренне надеюсь избежать обострения отношений с Россией, потому как реальное положение дел таково: отказ от нагнетания обстановки вокруг выборов в интересах национальной безопасности США. [Официальное обвинение в кибератаке], вероятно, было предупредительным сигналом, который должен помочь не допустить повышения напряженности.
Ответный удар по России опасен усилением напряженности, но бездействие также опасно, потому как говорит о том, что США готовы мириться с кибератакми такого уровня. То есть американские чиновники считают, что нужно балансировать между двумя этими факторами?
РОД БЕКСТРОМ: Подобные ситуации всегда требуют сбалансированного решения. С одной стороны, США – великая демократия, и, как любая великая демократия, они не хотят докатиться до нагнетания напряженности вокруг выборов или чего-то подобного. Таким образом, кибератаки [на американскую избирательную систему] неприемлемы.
Во-первых, когда национальные государства следят за тем, какие политические меры принимают другие государства и организации, это приемлемо. Просто так обстоят дела, и это нормально. Но что неприемлемо, так это вмешательство в ход выборов, и чего мы определенно хотим избежать – чтобы накалилась ситуация вокруг результатов выборов. Последнее было бы совершенно неприемлемо.
Вообще, в неофициальном порядке я обсуждал этот вопрос на высоком уровне с представителями военных групп США и других стран. И если результаты президентских выборов окажут влияние на [формирование] правительства, это можно рассматривать как акт агрессии. Так что, мы, разумеется, не хотим дальнейшего обострения, усугубления ситуации.
Возможно, Путин и его коллеги, его друзья считают, что счет 1:0 в их пользу, потому что они взломали сервер национального комитета демократов. Но мы, действительно, хотим, чтобы все успокоилось ради всех истинных демократий мира.
Я слышал, что в случае кибератак одна из самых сложных задач – доказать, что вас действительно взломали. Всегда много косвенных улик, но никогда нет никаких «отпечатков пальцев». Так что если вы собираетесь принять ответные меры, вы должны быть уверены, что точно знаете, кто виноват.
РОД БЕКСТРОМ: Совершенно верно, Джон. Следует отметить, что после 30 часов расследования и изучения взломанных компьютеров Crowdstrike group – организация, которая изначально, в мае, проводила экспертно-криминалистический анализ, – установила, что атаку осуществили из двух разведывательных источников в России. Пять месяцев спустя правительство США подтвердило эту информацию. Думаю, США довольно успешно шли по следу хакеров. Знать на 100 процентов, кто виноват, невозможно, но все, как вы говорите, отпечатки пальцев, Джон, улики указывают на причастность России к этим атакам.
Если Соединенные Штаты ответят на эти взломы, нам об этом официально сообщат или мы даже ничего не узнаем?
РОД БЕКСТРОМ: Мы, возможно, об этом не узнаем. Белый дом мудро выжидает. Нет никакой необходимости заведомо выдавать свои планы, раскрывать свои намерения. Вообще, я надеюсь, что госсекретарь Керри и министр иностранных дел России Лавров сейчас плодотворно обсуждают, как урегулировать эту ситуацию. Но даже если США движутся к диалогу с Россией, для каждой из сторон было бы разумно не раскрывать заранее свои намерения.
Надеюсь, все здесь успокоится и мы проведем выборы, как положено, без влияния извне. Потому как важно понять, Джон: Россия может оказать пагубное воздействие на ход президентских выборов, если захочет. Электронные системы, системы учета голосов уязвимы, поэтому мы должны быть очень осторожны.
Материал предоставлен CNN International.
Перевод выполнен RT.
Дата выхода в эфир 12 октября 2016 года.