Le Monde: Путин предпочел соратников, которые с ним на «вы»
«Преторианская гвардия» Владимира Путина сменилась: всего за несколько недель многие люди из ближайшего окружения российского президента, занимавшие высокие правительственные посты, были «отброшены», а на их место пришли «более молодые и менее известные» политики, пишет корреспондент Le Monde Изабель Мандро. Так, например, главой президентской администрации стал 44-летний Антон Вайно, его замом и куратором внутренней политики в Кремле — 54-летний Сергей Кириенко, а спикером Госдумы — 52-летний Вячеслав Володин, напоминает журналистка. Как отметил в беседе с Мандро российский политолог Андрей Колесников, главное, что объединяет всех их — тот факт, что они, в отличие от своих предшественников, «не общаются с президентом на “ты”», а также то, что у них есть «вполне определенная цель – подготовиться к президентским выборам 2018 года».
Летние месяцы частенько становятся в Кремле «периодом для уборки», продолжает автор. К примеру, в августе нынешнего года свой пост потерял «один из самых влиятельных людей страны», 63-летний Сергей Иванов, возглавлявший администрацию президента с 2011 года, а в августе прошлого года — 68-летний глава РЖД Владимир Якунин, пишет Мандро. Оба эти человека не только являются выходцами из рядов КГБ — то есть, «той же наполненной интригами среды», что и Путин, — но и принадлежат к его поколению и пришли к власти одновременно с ним, подчеркивает корреспондент Le Monde. По мнению Андрея Колесникова, отставка Иванова и Якунина стала «посланием к элитам» о том, что «никто не может себя чувствовать в безопасности, и незаменимых людей нет».
В свою очередь, в октябре от должности директора Службы внешней разведки РФ был освобожден 66-летний Михаил Фрадков, которого сменил бывший спикер Госдумы и еще один выходец из КГБ Сергей Нарышкин; начальника управления внутренней политики администрации президента Татьяну Воронову сменил 46-летний Андрей Ярин; наконец, «по слухам», в отставку может уйти и 69-летний помощник президента Юрий Ушаков, курирующий внешние вопросы, перечисляет Мандро. Как отмечает журналистка, подобное «обновление соратников» для человека, остающегося у власти на протяжении шестнадцати лет, «может показаться нормальным» — вот только сопровождается оно «все более явной консолидацией режима вокруг вождя, и параллельным ослаблением реальных полномочий властных институтов».
«Правительство теперь играет второстепенную роль. Министерство внутренних дел, лишившееся части своих прерогатив, стало лишь тенью самого себя. А вместо него появилась Национальная гвардия, на которую возложили задачи по наблюдению за всеми внутренними вооруженными структурами, и возглавил ее бывший телохранитель и спарринг-партнер господина Путина по дзюдо Виктор Золотов», — поясняет Мандро. Тем временем, была «переориентирована» ФСБ — отныне служба приоритетно занимается экономическими делами, что «позволяет под прикрытием “борьбы с коррупцией” оказывать давление на высокопоставленных чиновников»; политические же дела переложили в основном на Следственный комитет, который «сам рискует в скором времени попасть под удар бури», также говорится в материале.
Как поведал в интервью Le Monde экономист Андрей Илларионов, до 2005 года занимавший пост советника президента по экономическим вопросам, российские властные структуры претерпели кардинальные перемены — если когда-то Путин «говорил на собраниях, что видит Россию членом НАТО», то теперь, после «националистического поворота», подобное стало просто немыслимым. По мнению Илларионова, «старая гвардия», набравшая собственный политический вес, «представляла единственную угрозу для Путина». Теперь же на месте этих людей оказалось «новое поколение, остававшееся в тени, но всё-таки набившее политическую руку внутри Кремля» - и при том готовое «дословно выполнять все инструкции», констатирует Мандро.
Впрочем, вроде бы «отверженные» властью люди все равно «не удаляются далеко от центра», отмечает журналистка. Так, бывший глава РЖД Владимир Якунин до сих пор возглавляет вместе с французским парламентарием Тьерри Мариани ассоциацию «Франко-российский диалог», благодаря которой чиновники и предприниматели из Франции пользуются «привилегированными отношениями» с Кремлем, пишет она. А Сергей Иванов в недавнем интервью российским СМИ подчеркивал, что остается постоянным членом Совета безопасности РФ и не чувствует «никакой опалы». «Старая гвардия гнётся, но не ломается», — иронизирует автор.
Фото: Reuters