По мнению французских экспертов, 2016 год прошел под знаком Владимира Путина, так что он вполне может «открывать шампанское», пишет France 24. Российский лидер сумел воспользоваться представившимися возможностями и вернуть России «почетное место за столом сильных мира сего». Однако даже несмотря на активную киберпропаганду Москвы и обилие пророссийски настроенных политиков, мир не стал «более русофильским», а Кремлю не удалось избавиться от «главной занозы» – западных экономических санкций.
Сирия, президентские выборы в США, нефть – в 2016 году тень России витала над всеми основными инфоповодами, и во многих аспектах Москва выступала главным действующим лицом международных отношений, сообщает France 24 в статье «Ретроспектива 2016: год под знаком Путина». «В настоящий момент Владимир Путин, должно быть, открывает шампанское», – отмечает аналитик из Французского института международных отношений Жюльен Носетти.
На самом деле Россия с трудом пережила тяжелые времена, констатирует France 24. В прошлом году в результате «аннексии Крыма» и конфликта на Украине она оказалась в международной изоляции. Российская экономика также пострадала из-за западных санкций и низких цен на нефть. Однако стране отчасти удалось вырвать с корнем прошлые неудачи. «Операция по завоеванию почетного места за столом сильных мира сего» осуществилась, в первую очередь, благодаря Сирии.
«Как это ни цинично, но стратегия прекрасно сработала: об Украине говорить перестали, хотя на востоке страны все еще продолжается конфликт», – подчеркивает Жюльен Носетти. Военная операция в Сирии также позволила России стать ключевой фигурой на Ближнем Востоке и доказать, что она «может защищать находящиеся под угрозой автократические режимы», считает эксперт по России Татьяна Жан. По ее словам, благодаря «крайне умелому использованию концепции локальной войны» страна смогла получить крупные политические преимущества.
Но главной целью этой сирийской операции для Владимира Путина было стремление стать «альтернативой номер один для США» и восстановить прямую связь с Америкой, уверен Жюльен Носетти. Впрочем, не стоить питать иллюзии на этот счет: здесь речь идет не о долгосрочной стратегии, а о сиюминутном получении преимуществ. «В Сирии для российского лидера благоприятно сложились звезды: он сумел воспользоваться желанием США снять с себя обязательства и нерешительностью европейцев в этом вопросе», – резюмирует французский эксперт.
Аналогично дела обстоят и в энергетической политике России: Москва поняла, что разногласия среди стран – членов ОПЕК могут сыграть ей на руку, и добилась подписания необходимого ей соглашения по сокращению добычи нефти, говорится в статье. Кроме того, Россия – справедливо или нет – стала в 2016 году центральной фигурой политической жизни США. День ото дня подозрения относительно ее роли в американских президентских выборах и победе Дональда Трампа все больше усиливаются. По всей видимости, Кремль «модернизировал» старые методы советской пропаганды, которые состояли в том, чтобы распространять ложную информацию через дружественные СМИ.
Даже если эти обвинения беспочвенны, Россия все равно получает выгоду в сложившейся ситуации, пишет France 24. Эти обвинения «создали в США чудовищный хаос» и заставили всех говорить о Москве – хоть ей и отводится роль злодейки, это имеет мало значения, полагает Жюльен Носетти. По его мнению, французская президентская кампания 2017 года также уязвима для российской киберпропаганды, с помощью которой Кремль будет поддерживать одного из двух открыто пророссийских кандидатов: Франсуа Фийона или Марин Ле Пен.
Впрочем, несмотря на то что политиков, положительно относящихся к России, слышно все чаще, мир от этого не стал более русофильским, подытоживает France 24. «Общественное мнение стало более полярным, чем раньше», – уточняет Татьяна Жан. По ее мнению, многие люди сильно опасаются жесткой политики Москвы и ее последствий. Более того, Кремль по-прежнему не избавился от своей «главной экономической занозы» – санкций. Это будет одной из основных его целей в 2017 году, и назначение главы ExxonMobil Рекса Тиллерсона госсекретарем США можно считать «икрой к шампанскому» для Владимира Путина, иронизирует автор статьи.
Фото: Reuters