Несмотря на «катастрофические последствия» политики Барака Обамы, его запомнят как первого в истории чернокожего лидера США. Кроме того, Обаме нельзя отказать в стиле и самообладании, пишет die Welt. А ещё уходящий президент совершенно лишён авторитаризма, чего нельзя сказать о его преемнике, считает немецкое издание.
«Барак Обама не был мессией, его внешняя политика оказалась катастрофой», — пишет журналист Die Welt Ханнес Штайн. Обама молчал, когда в 2009 году иранцы восстали против своего режима и были безжалостно расстреляны, хотя он радушно приветствовал свержение Мубарака в Египте.
«Он высокомерно смеялся, когда в 2012 году Митт Ромни заявил, что величайший враг Америки — это Россия, хотя это было чистой правдой», — отмечает автор материала. При его президентстве в Сирии обострился вооружённый конфликт. Он говорил о неких «красных линиях» и всё равно допустил использование Асадом отравляющего газа против собственного населения, не говоря о «бочковых бомбах» и авиаударах по больницам и детям.
Также он «поставил Израиль в угол, словно непослушного ребёнка», и терпел, что «самые жестокие боевики на Ближнем Востоке объединились против евреев». Во внутренней политике он осуществил реформу здравоохранения, благодаря которой миллионы американцев наконец получили медицинское страхование. «К сожалению, эта реформа вскоре будет уничтожена республиканцами и у Обамы не останется никакого политического наследия», — сетует автор материала.
И всё же мы будем «скучать по Обаме», уверен Штайн. «Во-первых, это был чудесный политический символ: в течение восьми лет американскую нацию олицетворяла чернокожая семья, ведь США были страной, в которой негров когда-то продавали на рынках и держали в цепях, как животных», — отмечает журналист. Семья Обамы в Белом доме «символизировала надежду, что США постепенно вытянут сами себя из морального болота расизма».
Во-вторых, как бы Обаму ни критиковали, «у него есть стиль». Ему были чужды «истеричность и экзальтация». Обама проявлял огромную выдержку в отношении всей грязи, которой его поливали противники. «Как этот чёртов негр имеет наглость править нами, белыми американцами?» — на подобные нападки Обама реагировал с «юмором и самообладанием», отмечает Штайн.
В-третьих, Обама обладает «отменным чувством юмора»: «Приятно в очередной раз посмотреть видео на YouTube, где президент едет с комиком Джерри Сейнфельдом и пьёт кофе. Этот человек всегда способен посмеяться над самим собой. Обама никогда не был авторитарен, что сильно отличает его от его преемника на посту президента».
«Возможно, Барак Обама однажды войдёт в учебники истории за то, что он сделает после 20 января 2017 года, — когда он потеряет власть, но возглавит коалицию гражданского сопротивления против Трампа», — резюмирует автор Die Welt.
Фото: Reuters
LouisWu: Для некоторых важнее то, что президент «чернокожий» и «симпатичный», а не талантливый и энергичный. Поэтому когда мне понадобится сантехник, я буду искать чернокожего и симпатичного: даже если он всё сделает ужасно, ощущения после этого будут всё-таки приятнее.
Daniel G.: Главный тезис статьи правильный: итоги политики Обамы катастрофичны, хотя я не виню его во всём... Слишком много его планов было задушено оппонентами. Он не всемогущий и ничего не может поделать. Но аргументация статьи настолько же катастрофичная, как и итоги президентства Обамы.
Horst Q.: Обаму будут ещё долго помнить. Все будут думать: «Какой был славный парень, первый чернокожий президент» — и больше ничего не смогут о нём вспомнить.
Klaus D.: Не зря смеётся бронзовый бюст Джимми Картера перед Капитолием в Атланте: наконец-то он больше не самый худший президент в истории!
juergen s.: В итоге следует констатировать, что сначала на Обаму возлагали большие надежды (особенно в Германии, что непонятно), а по сути он оставил после себя расколотую страну.