Le Monde: в Астане Россия хочет сделать из военных успехов дипломатическую победу
«Судьба Сирии частично будет решаться в Казахстане — этой бывшей советской республике, мусульманской и с тюркским языком, которая всё ещё находится под влиянием Москвы, и в этом символ меняющегося мира», — пишет Le Monde. Именно в Астане, столице, отстроенной с нуля посреди степи, открываются переговоры между Дамаском и «вооружённой оппозицией» Сирии.
При этом из лексикона российских властей практически исчезло выражение «так называемая умеренная оппозиция». И дело всё в том, поясняет издание, что после завоевания Дамаском повстанческих кварталов Алеппо Кремль, похоже, ещё больше полон решимости «трансформировать свои пока хрупкие военные успехи в дипломатическую победу». А для этого, пишет автор статьи, необходимо присутствие сирийской оппозиции и её вооружённого крыла.
Посредниками на этих переговорах стали страны, которые также участвуют в конфликте: Россия, Иран и Турция. Причём этот формат «тройки» до сегодняшнего времени показывал успехи, отметил Сергей Лавров. Его цель — прийти к прекращению огня, что необходимо для разрешения конфликта. При этом в Астану должен прибыть и спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура. Американцы же, похоже, остались «вне игры», пишет автор статьи: «Безусловно, в конечном счёте их пригласили, но им останется лишь играть бессловесные роли в кулуарах — равно как и Франции».
И даже такое присутствие США — это жест Кремля в адрес новой администрации Дональда Трампа, отмечает журналист. Российский министр иностранных дел рассчитывает, что в Астане ему удастся обсудить с американским представителем борьбу с терроризмом, тогда как его иранский коллега открыто раскритиковал присутствие американца на встрече.
Что же касается воюющих сторон, то они представлены всё теми же политиками, что и в Женеве в феврале 2016 года. Но если до этого момента они заседали в разных местах и коммуникацию между ними обеспечивали сотрудники ООН, то в этот раз соперники наконец сядут друг перед другом. При этом Москва отошла от риторики Дамаска, который называет всех оппозиционеров террористами, и даже готова разговаривать с группировками, которые совсем недавно она хотела включить в список международных террористических организаций, отмечает журналист.
Западные страны, которых, как и суннитские государства, отодвинули на второй план, поддерживают эту попытку установить режим прекращения огня, хотя и выражают некий скепсис. Так, например, министр иностранных дел Саудовской Аравии заявил, что Астана предназначена лишь для того, чтобы установить прекращение огня, а уже всё остальное будет происходить на последующих встречах в Женеве.
Россия исполняет на этих переговорах роль хозяина игры, отмечает Le Monde, но при этом согласилась поставить во главу угла ООН и её «дорожную карту». В этом документе, принятом как резолюция 2336 по Сирии, предусматривается установление прекращения огня, переговоры о политическом переходе под эгидой ООН, а также разработка новой Конституции и всеобщие выборы.
Главным камнем преткновения остаётся судьба Башара Асада: оппозиция, Запад и арабские страны требуют его отставки. Но на данный момент они в ослабленном положении как в военном, так и в политическом плане. Москве же, похоже, не терпится испробовать в деле новую команду Трампа. Говоря о перспективах сотрудничества, Сергей Лавров особо отмечает, чего уже удалось достигнуть, а также то, что «новая американская команда говорит о своём намерении серьёзно бороться против терроризма, — не то, что было раньше», приводит его слова Le Monde.
Фото: Reuters
Ссылки по теме
-
FP: пока Трамп отвлекал внимание, Путин получил полвека влияния на Ближнем Востоке
-
Reuters: ИГ разрушило амфитеатр, где Россия праздновала освобождение Пальмиры
-
Саудовский принц: Россия — важный игрок, и с ней надо сотрудничать
-
Немецкий политик: какой цинизм — бомбят все, а дети гибнут только от рук русских