Spiegel: нового главного дипломата Германии ждут три «большие стройки»
На торжественную церемонию по случаю своего назначения на пост министра иностранных дел Германии Зигмар Габриэль пришёл не один, а с супругой и маленькой дочерью — и даже этот жест свидетельствует о том, что произошла не только смена руководящего лица немецкого внешнеполитического ведомства, но и перемена «характера и темперамента», пишет журнал Der Spiegel.
Франк-Вальтер Штайнмайер был на этой должности «воплощением руководящего дипломата», сдержанным, выжидающим, ищущим компромиссы. Габриэль, напротив, «импульсивен и иногда становится шумным и едко ироничным», отмечает автор статьи. После того как Штайнмайер представил его в пятницу во внешнеполитическом ведомстве Германии, Габриэль подвёл итог речи своего предшественника: «Настоящее послание было: «Не натвори фигни! Не загуби моё наследие!»
Теперь он стал 14-м главой МИД Германии, можно начинать «эксперимент «Габриэль — главный дипломат», пишет немецкий журнал. На следующий же день после вступления в должность Габриэль летит в Париж, чтобы подчеркнуть традиционно тесные отношения между Германией и Францией. Какие страны он посетит в Восточной Европе, пока неизвестно. Ясно лишь, что от своего предшественника, который 12 февраля будет избран новым президентом государства, Габриэль унаследовал ряд крайне сложных тем. Ключевую роль в ближайшие месяцы будут играть три из них, которые станут «тремя большими стройками» нового верховного дипломата Германии, утверждает издание.
В первую очередь, речь идёт об отношениях с другими европейскими государствами. По меньшей мере до осени, когда состоятся выборы в бундестаг, Габриэлю придётся участвовать в переговорах с Лондоном по поводу брексита. Комитет по брекситу в правительстве Германии возглавляет Ангела Меркель, поэтому в данном вопросе необходимо их тесное сотрудничество. Как сообщается в статье, недавно Габриэль потребовал жёстких переговоров с Лондоном.
Другим неразрешённым вопросом остаётся украинский конфликт, отмечает немецкий журнал. Однако после вступления Дональда Трампа в должность президента США уже неясно, как будет развиваться минский мирный процесс и будет ли он вообще продолжен. Барак Обама в своё время предоставил право быть посредниками на переговорах канцлеру Меркель и Штайнмайеру, но экс-глава немецкого внешнеполитического ведомства тоже не смог ответить на вопрос, поддержит ли Трамп существование нормандского формата или предпочтёт искать пути решения конфликта сам в ходе двусторонних переговоров с Москвой и Киевом.
Кроме того, неуверенность вселяет возможное развитие событий на западе Европы: если Марин Ле Пен действительно победит на президентских выборах во Франции и к власти придут правые популисты и критики ЕС, это может расшатать Евросоюз, а Габриэлю придётся руководить МИД Германии во времена кризиса, отмечает немецкий журнал.
Вторая значительная тема, которой предстоит заниматься Габриэлю, — это отношения с Россией. Как напоминает издание, они отягчены «аннексией Крыма и продолжающимся конфликтом на востоке Украины». Между тем антироссийские санкции носят спорный характер, и не только в ЕС, подчёркивает Der Spiegel. В самой Германии постоянно высказывается критика по этому поводу, потому что предприятия различных федеральных земель тяжело переживают спад в торговле с Россией. Кроме того, американского президента Дональда Трампа, по-видимому, привлекает идея отмены санкций. Недавно он заявил: «Если с Россией можно неплохо заработать и Россия нам действительно помогает, зачем нужны санкции, когда кто-то делает действительно отличные вещи?»
Как напоминает Der Spiegel, Штайнмайер некоторое время назад высказался за постепенную отмену санкций по мере достижения прогресса в реализации Минских соглашений. Нечто подобное поддерживали также Габриэль и Меркель, однако в декабре канцлер Германии вместе с французским президентом Франсуа Олландом выступила за очередное продление антироссийских санкций ЕС. Они будут действовать до июня, а это означает, что данная тема может обострить предвыборную борьбу в Германии и вызвать разногласия между ХДС и СДПГ.
Третий ключевой момент во внешней политике, которым предстоит вплотную заняться Зигмару Габриэлю, связан с трансатлантическими отношениями. Его предшественник Штайнмайер недавно описал возможные печальные последствия избрания Дональда Трампа американским президентом. Старому миру ХХ века пришёл конец. Какой миропорядок установится в новом веке, «как будет выглядеть мир завтра, не определено, это совершенно неизвестно». В таких условиях задача Габриэля состоит в том, чтобы разобраться, какую роль новая администрация США намерена играть в сирийском конфликте, в Европе и в НАТО, поясняет автор статьи.
Как отмечает издание, Трамп поставил под сомнение ключевое звено трансатлантических отношений — НАТО. В связи с тем что Габриэль как новый министр иностранных дел Германии должен будет регулярно принимать участие в саммитах альянса, развитие событий в этой сфере потребует от него большого внимания. По мнению автора статьи, Габриэль постарается как можно скорее выйти на прямые переговоры с США, где главой Госдепартамента вскоре может стать Рекс Тиллерсон. Впрочем, неизвестно, как скоро после этого новый глава МИД Германии сможет встретиться со своим американским коллегой лично, отмечает Der Spiegel.
Фото: Reuters