SRF: Исаакиевский собор стал камнем преткновения в «нечестивом союзе» Кремля и РПЦ
Материал представлен в пересказе ИноТВ
Кремль состоит в «нечестивом союзе» с Русской православной церковью, подчёркивается на сайте швейцарского телеканала SRF. Знаменитый Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге через 100 лет после Октябрьской революции снова передают церкви.
По мнению российского корреспондента телерадиовещательной компании, важным аргументом в этом деле стали деньги: собор в настоящее время функционирует ещё и как музей и приносит городу миллионы благодаря продаже билетов. Поэтому многие жители Петербурга считают, что передача собора церкви — дорогой подарок, в особенности потому, что бюджет города сейчас не так велик.
Другую причину передачи собора РПЦ корреспондент Давид Науэр видит в растущей роли православной церкви в России. За последние годы она стала намного более важным институтом, чем была прежде, и передача Исаакиевского собора может служить символом роста авторитета РПЦ.
Как напоминает SRF, русский патриарх Кирилл потребовал вернуть церкви все отнятые у неё в советские времена храмы. Однако он попытался успокоить тех, кто предположил, что Исаакиевский собор после этого станет менее доступным для посещения. В январе администрация Санкт-Петербурга наконец дала согласие на передачу собора в пользование церкви. Это решение спровоцировало протест среди «наиболее образованных, европейских петербуржцев», утверждает телеканал. В воскресенье около 2500 человек вышли на демонстрацию против передачи собора церкви.
Швейцарский корреспондент отмечает, что — к его удивлению — не исключено, что эти протесты могут как-то повлиять на планы губернатора: Кремль от них уже дистанцировался. Кроме того, по словам Давида Науэра, есть информация о том, что за кулисами ведутся поиски компромисса. Возможно, церковь и государство будут управлять храмом сообща. «Это был бы один из тех редких случаев, когда протесты заставляют российское правительство уступить», — полагает журналист.
Этот случай — не единственный, подчёркивается в статье. Русская православная церковь по всей стране пытается вернуть себе владения, находившиеся в её пользовании до революции 1917 года. Речь идёт о монастырях, храмах, земельных наделах. Причём во многих случаях церковь добивается успеха и получает желаемое от государства, утверждает Давид Науэр.
Власть в России старается укрепить церковь, считает он. По словам корреспондента, это «во многом связано с идеологией»: Россия сейчас переживает «консервативный разворот» и возвращение к традиционным российским ценностям, а православная церковь относится к их числу.
Церковь отлично вписывается в новую, обращённую к прошлому, идеологию, потому что РПЦ «выступает против абортов, осуждает гомосексуализм и утверждает, что Россия исключительна; в противоположность моральному упадку Запада она даже является единственной истинно христианской страной». Всё это отлично вписывается в идеи Кремля, поясняет журналист.
В то же время сами россияне относятся к церкви очень по-разному. Большинство считает себя православными. В некотором смысле называть себя православным — всё равно что называть себя русским, отмечает Давид Науэр. Между тем лишь немногие в России ходят в церковь и мало кто читал Библию, уверяет он.
Комментарии читателей сайта SRF:
Christian Szabo: Российская православная церковь в её нынешней форме и с петровских реформ в начале 1700-х всегда пользовалась спросом, когда речь шла о единстве народа. В новое время — около 1905 года, потом снова — во время Второй мировой войны, и теперь опять. Путин тем самым ловко увлёк за собой ещё одну силу, пусть и небольшую. Исторически возникновение России (тогда в Киеве) тесно связано с православной церковью. Для многих она — часть культурной традиции. Молитвы могут помочь психологически, когда есть проблемы.
Harald Buchmann: И что в этом «нечестивого»? Российское правительство уверенно лидирует в церковной идеологии среди всех европейских правительств: консервативные ценности, против гомосексуалов, за традиционные семьи и за мир через сохранение существующих структур власти. Исторически церковь всегда была на той стороне, на которой сейчас стоит Россия. Не должны же Россия и православная церковь делать, как мы, только потому, что мы как раз отступаем от традиционных ценностей и подчиняем всё деньгам.
Jacqueline Zwahlen: Было бы нелепо, если бы Кремль сейчас дистанцировался от планов губернатора Санкт-Петербурга и искал компромисс между протестующими, местными властями и церковью. Разве нет, господин Науэр? Это даже не вписывается в картинку злого путинского правительства, которую вы постоянно нам рисуете. Кстати, «западные ценности» и права человека основываются на христианских представлениях о морали. Если бы они выполнялись, не было бы никаких войн и беженцев, которые не знают, куда податься. Это к слову об идеологии, обращённой в будущее.
Markus Berner: Почему «нечестивый»? Крупные религии — христианство, иудаизм, ислам — всегда поддерживали тех, кто правит, и наоборот. В этом и состоит смысл религий, для этого они и были созданы. Религия узаконивает власть, а власть за это поддерживает религию, вот и вся суть «святости». Бороться против религии было одной из наиболее серьёзных ошибок коммунистов — Путин тут хитрее. Или посмотрите на Трампа, каким «верующим» он внезапно стал…
Charles Halbeisen: Хорошо, что есть православная церковь. Вернуть обратно церковные постройки, которые коммунисты украли у церкви, — это шаг в правильном направлении. Музей можно разместить и где-нибудь в другом здании.
Фото: Reuters