Croix: в российских школах преподают историю, но не побуждают извлекать из неё уроки
Материал представлен в пересказе ИноТВ
В российских учебниках истории есть все необходимые факты — как позитивного, так и негативного характера, пишет Бенжамен Кенель в своей статье для La Croix. Там можно узнать и про репрессии Сталина, и про чистки, и про оккупацию разных стран после войны, и про протесты в Праге и Будапеште. Более того, российские учителя признаются, что могут свободно дополнять эти учебники материалами по своему усмотрению. Но чего не хватает в этих пособиях, так это анализа. «К тому же и преподаватели не побуждают учеников по-настоящему размышлять», — сетует журналист.
Кроме того, в школах проходит реформа, и если раньше учитель мог выбирать, по какому учебнику преподавать, из пяти-шести изданий, то теперь их число сократилось до трёх. Помимо разнообразия книг сокращается и количество часов, выделяемых на изучение истории.
«Учебники — это лишь элемент в стране, где власти больше не поощряют коллективную память», — пишет автор статьи. По его словам, в отличие от Германии после свержения нацизма, в постсоветской России были утеряны навыки критического мышления. Кроме того, после развала коммунистического строя появилась ностальгия по так называемой стабильности при Советском Союзе, а с присоединением Крыма Кремль запустил волну патриотизма. Общая атмосфера в обществе оказывает влияние и на школу, отмечает издание.
Впрочем, НКО «Мемориал» каждый год организует конкурс, призывающий молодёжь проводить собственные исследования исторических событий на основе свидетельств очевидцев, писем, архивов и прочих первичных данных. Так им удаётся описывать события прошлого без поиска политических подоплёк. А Кремль, в свою очередь, своим главным инструментом пропаганды сделал 9 мая, утверждает Бенжамен Кенель. «Эта пропаганда не обходит стороной и школы, где преподаватели — добровольно или по указанию — иногда от урока истории переходят… к комментированию текущих событий», — пишет он в La Croix.
Фото: Reuters