Asia Times: Китай и Россия вытесняют США с ведущих ролей в Афганистане
О текущей войне в Афганистане, самой длинной для США за всю их историю, во время своей президентской кампании Дональд Трамп говорил не очень много. Он назвал её «полной катастрофой» для своей страны.
В статье для Asia Times независимый пакистанский журналист и специалист по международным делам Салман Рафи Шейх напоминает, что для Вашингтона война в Афганистане продолжается уже 16-й год. И, по словам командующего силами США и НАТО в Афганистане генерала Джона Николсона, союзники ещё далеки от решительной победы. Он предупредил конгресс, что война практически зашла «в тупик», потому что в нынешних обстоятельствах остановить рост влияния «Талибана»* практически невозможно.
Как сообщается, Трамп поддерживал идею об отправке в Афганистан дополнительных войск, но, по мнению автора статьи, это вряд ли что-то изменит. Проблемы в регионе следует решать не только военными методами. Угроза ИГ*, с которой готовы сражаться как местные власти, так и талибы, требует в первую очередь внутреннего политического урегулирования.
И пока США раздумывают над своими дальнейшими действиями, Россия и Китай пытаются выступить в роли посредников между афганскими лидерами и «Талибаном», стремясь предотвратить рост влияния «Исламского государства» в центральной и восточной части Азии.
Бездействие Дональда Трампа позволило Москве и Пекину вмешаться в конфликт в попытке приуменьшить роль Вашингтона и помешать ему превратить Афганистан в свою «постоянную военную базу», объясняет Салман Рафи Шейх.
Так, китайские власти подтверждают, что Пекин принимает участие в «совместных контртеррористических» операциях в Афганистане. Такие действия как раз соответствуют намерениям председателя КНР Си Цзиньпина создать «великую железную стену» для защиты нестабильного Синьцзян-Уйгурского автономного района от экстремистских течений. А воплощение в жизнь этой инициативы практически невозможно без прочных политических связей между Пекином и Кабулом.
С другой стороны, Россия тоже налаживает отношения с Кабулом и даже собирается провести в Москве конференцию по урегулированию афганского кризиса. Спустя почти три десятилетия после того, как СССР закончил «свою провальную 9-летнюю войну в Афганистане, которая обескровила его экономику и привела к развалу» огромной страны, Россия стремится получить главную роль в разрешении этого конфликта.
Афганским властям лишь остаётся строить догадки, что же именно Москва и Пекин собираются делать в их стране. Для Кабула, равно как и для Пакистана, важным остаётся следующий вопрос: подтолкнёт ли Москву присутствие ИГ к проведению антитеррористической операции, подобной сирийской.
Как утверждает эксперт, Россия меняет свою политику по отношению к «Талибану», и за этим стоит достаточно масштабная стратегия, обусловленная конфронтацией с США и их союзниками по блоку НАТО. И кажется, в Афганистане Москва «готовится поменяться ролями с Америкой» — так же, как в Сирии.
По всей вероятности, стратегия России строится на идее постепенного расширения её геополитического влияния в надежде получить достаточно рычагов, чтобы вынудить США и НАТО пойти на уступки. А став важным игроком в Афганистане, Москва может преподнести себя как помощника для Америки в попытке покончить с затянувшейся войной.
И пока США поддерживают «повстанцев» в Сирии, пытаясь сместить президента Башара Асада, Россия, возможно, пожелает провернуть тот же трюк в Афганистане, где она может дестабилизировать Кабул, оказывая помощь «Талибану», уверен аналитик. И если это произойдёт, Вашингтон потерпит серьёзную неудачу в этой длительной войне, которая может закончиться весьма плачевно.