По мнению профессора политологии Шая Гершковица, способность России влиять на общественное мнение Запада по своей мощи превосходит любую бомбу. Русские умело определили линии, по которым проходит раскол в обществе, и извлекают выгоду из этих разногласий, пишет политолог в статье для The Hill.
Кажется, что для России нет никаких преград в использовании «мягкой силы» для достижения своих стратегических целей, утверждает в статье для The Hill профессор политологии в Университете Тель-Авива Шай Гершковиц. И скрытые действия Москвы в её повестке дня значат даже больше, чем открытые.
В плане глобальных амбиций Россия уступает лишь Соединённым Штатам и Китаю. Геополитическая ситуация, история и довольно агрессивная программа национальной безопасности страны делают её серьёзным противником. Однако Москва убеждена, что перед ней стоит множество угроз, и считает себя чрезвычайно уязвимой, выражая это посредством агрессивных действий на международной арене, что только усиливает восприятие России как опасности, пишет автор статьи.
Россияне считают Запад самой значительной угрозой даже после избрания президентом США Дональда Трампа. Они опасаются, что западные лидеры превратят страны бывшего СССР в своё продолжение и тем самым усилят своё политическое, военное, экономическое и культурное влияние на Россию.
Одна из самых заметных стратегий Кремля, полагает политолог, — строительство с помощью «мягкой силы» нового железного занавеса, чтобы помешать странам, входящим в сферу влияния России, укрепить связи с НАТО. Впрочем, Шая Гершковица куда больше интересуют операции, с помощью которых Москва вступает в непрямую и довольно изощрённую конфронтацию с Западом. В качестве примеров политолог приводит: взлом компьютеров американской Демократической партии, тайные контакты с высокопоставленными членами кампании Трампа, взлом и утечка документов из штаба Макрона и так далее.
«Русские очень серьёзно принимают битву за общественное сознание. Их способность влиять или контролировать общественное мнение на самом деле превосходит своей мощью любую бомбу… Они поддерживают свои военные операции кампаниями, сосредоточенными на публичном бессознательном», — утверждает автор.
Сегодня Россия пользуется всеми преимуществами киберпространства: тайно собирает информацию, прячет своих хакеров, использует третью сторону для распространения компромата. Помимо всего прочего, «для России нет ничего святого, в том числе имеется в виду фирменная черта Запада — дух и развитие его демократии».
«Эта тактика делает Россию могущественным соперником для Запада. Русские понимают существующие в западных обществах разногласия и применяют первое правило ведения психологической войны: чтобы эффективно манипулировать, нужно полагаться на реальность, а не на легко опровергаемую ложь. Это не русские возбудили в американцах чувство неприятия к традиционной политике Вашингтона, это не они стоят за расколом общественного мнения во Франции. Однако им удалось умело определить «линии разлома» и воспользоваться ими для своей выгоды», — утверждает Шай Гершковиц.
По оценке автора, сейчас Россия готовит площадку для следующей войны, предупреждает автор статьи. Она ведёт многоаспектную кампанию, включающую в себя тайное и открытое использование «мягкой силы» и полагающуюся на киберпространство; «кампанию, нацеленную в самое сердце духа Запада и на тех, кто разделяет с ним этот дух».