Американские чиновники до сих пор не могут разобраться с последствиями «российского вмешательства» в президентские выборы, пишет The Washington Post. Тем временем их европейские коллеги, которые борются с «пропагандой» Кремля ещё с советских времён, совершают информационные «контратаки» против Москвы с помощью целого ряда тактик и инструментов, сообщает издание.
«Пока США пытаются справиться с последствиями кремлёвского вмешательства в американскую политику, страны Европы применяют целый ряд смелых тактик и инструментов, чтобы раскрыть попытки России повлиять на выборы и ослабить европейское единство», — пишет The Washington Post.
По словам издания, представители контрразведки, законодатели, исследователи и журналисты со всего континента посвятили годы, а порой и десятилетия, на разработку способов борьбы с «российской дезинформацией, хакерскими атаками и троллингом». И теперь они используют их, как никогда ранее.
Европейские эксперты убеждены, что лучшее «противоядие от российского влияния» — это его разоблачение. «Мы должны подготовить публику», — считает член немецкого парламента Патрик Сенсбург.
40 специалистов, опрошенных изданием, говорили гораздо увереннее о результатах своего противостояния «российской пропаганде», чем чиновники, которые занимаются этой проблемой в США. «Ответная реакция здесь носит очень практичный характер. Все её внимательно изучают», — заявил The Washington Post представитель американских спецслужб, находящийся в Европе.
Применяемые методы в разных странах отличаются. Швеция запустила школьную программу, которая помогает учащимся распознавать «российскую пропаганду». Министерство обороны создало специальные подразделения, которые должны отслеживать и противостоять попыткам Москвы «подточить» шведское общество.
В Литве 100 киберсыщиков находят и отражают нападки тех, кого наняли «для распространения российской дезинформации в соцсетях». Они называют свои ежедневные стычки битвой эльфов с троллями.
В Брюсселе Оперативная рабочая группа ЕС по стратегическим коммуникациям насчитывает 14 сотрудников и сотни добровольцев среди учёных, исследователей и журналистов. В течение двух лет они изучили и опубликовали 2 тыс. примеров сфабрикованных или искажённых историй на 18 языках.
При этом, подчёркивается в статье, европейские страны «не только выводят российские усилия на чистую воду, но и сдерживают их». Франция и Великобритания успешно заставили Facebook закрыть десятки тысяч «фейковых учётных записей», которые использовались для влияния на избирателей, и удвоить число наблюдателей, обладающих правом удалять «оскорбительные и клеветнические» публикации.
Между тем Россия совершенно не скрывает, что ей по душе использование информационного оружия. Она больше не способна соперничать в обычных средствах вооружения — американский бюджет на оборону в восемь раз больше российского — и поэтому делает ставку на менее дорогую, но трудно преодолеваемую тактику, утверждает издание.
Москва начала превращать информацию в оружие ещё в советскую эпоху, и в этом смысле у Европы более богатый опыт, чем у США. «Российская пропаганда, дезинформация и попытки оклеветать людей существовали всегда, в этом нет ничего нового», — отмечает бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт.
Однако кое-что всё же изменилось. Теперь Россия использует новые изощрённые цифровые методы. Спецслужбы США и ЕС описывают российскую дезинформационную кампанию в Европе как «интернет-сеть внутри сетей», которая распространяет искажённые, антизападные новости с помощью СМИ «со скрытой структурой собственности», троллей и ботов.
«Это очень хорошо продуманные сообщения для местных аудиторий, — говорит представитель пражского исследовательского центра «Европейские ценности» Якуб Янда. — Их целью являются местные власти и публика, мнение которых они пытаются изменить».
В информационной «контратаке» против Москвы участвуют специалисты из множества европейских стран. Так, в Словакии около 1400 рекламодателей согласились бойкотировать «лживые конспирологические» сайты, попавшие в список некоммерческой исследовательской организации.
Политики также призывают публику и ведущие СМИ игнорировать «предсказуемые публикации деликатных документов». В частности, во Франции был ведён запрет на размещение информации, похищенной «российскими хакерами» у штаба Эммануэля Макрона.