Handelsblatt рассказал, как русские ценности стали чужды немцам
«Влечение и антипатия, страх и дружелюбие, конфликт и гармония» — взаимоотношения русских и немцев имеют длинную историю, пишет Handelsblatt. Между двумя нациями сложились «одни из самых последовательных, запутанных и трагических отношений в мире». «Почему же немцы столь двояко относятся к России?» — задаётся вопросом автор статьи Даниэль Тост.
В XIX веке почти половина офицеров российской армии были немцами по происхождению, напоминает Тост. По словам же немецкого историка Генриха Августа Винклера, в те времена представители элиты в Германии и вовсе были русофилами.
Всё изменилось с приходом к власти Адольфа Гитлера, продолжает автор статьи. «Нацистская Германия считала Восточную Европу и Россию второсортными в расовом отношении — «жизненным пространством», которое арийцы должны были завоевать и колонизировать. Десятки миллионов были убиты немцами на Востоке. В свою очередь, другие немцы, особенно женщины преклонного возраста, до сих пор так и не смогли пережить эмоционального потрясения, связанного с массовыми изнасилованиями, которые устроили советские солдаты», — отмечает Даниэль Тост.
Начиная с 1949 года, мнения жителей ФРГ и ГДР о России расходятся. На западе Советский Союз считали «экзистенциональной угрозой». Восточные же немцы попали под влияние СССР и, «находясь в неволе, сдружились со своими российскими владыками». А это — не что иное, как «стокгольмский синдром», считает автор.
Оттепель наступила с приходом Вилли Брандта, который в 1969 году занял должность канцлера ФРГ и начал проводить свою «восточную политику». В 1998 году Герхард Шрёдер продолжил традиции Брандта. Германия и Россия улучшили экономические отношения. Пророссийские лоббисты становились всё более могущественными, а благодаря многочисленным германо-российским форумам удалось наладить регулярные контакты между немцами и русскими, поясняет Тост.
С тех самых пор Шрёдер остаётся «верным сторонником мистера Путина», даже несмотря на то, что президент России «аннексировал Крым, баламутит воду на Украине и поддерживает сирийского диктатора Башара Асада», подчёркивает автор статьи. Герхард Шрёдер — один из «понимающих Россию», а «таковых полно в рядах левых радикалов и ультраправых».
А вот преемница Шрёдера на посту канцлера Ангела Меркель представляет интересы тех немцев, которые не являются «понимающими Россию», отмечает Даниэль Тост. В отношениях между Меркель и Путиным «воцарилось ледяное взаимоуважение, а не дружественное панибратство, как в случае со Шрёдером».
В то время как «мистер Путин продолжает своё наступление на свободу слова, СМИ, права гомосексуалистов и других меньшинств» в Российской Федерации, немцы начинают всё более негативно относиться к России, утверждает автор. Согласно результатам исследования научного института Körber, 60% россиян до сих пор видят сходные черты в русских и немецких «ценностях». Среди жителей Германии таковых, однако, осталось всего 11%, констатирует Даниэль Тост.