NZZ: ужесточение санкций — «неприятное пробуждение» для Путина и Трампа
Вступая в должность президента США, Дональд Трамп выражал намерение улучшить отношения с Россией, однако всего полгода спустя оказалось, что «перезагрузка» ему не удалась, пишет швейцарская Neue Zürcher Zeitung. Враждебность между Вашингтоном и Москвой достигла уровня, напоминающего времена холодной войны.
Недавно кульминационным моментом стало одобрение американским конгрессом ужесточения санкций в отношении России. Этот законопроект на первый взгляд кажется парадоксальным, потому что Трамп выступал за ослабление штрафных мер, но вместо этого они будут расширены — как наказание за хакерские атаки, кампанию по дезинформации и вмешательство в выборы, которое отрицает Трамп. Примечательно, что новый президент до сих пор не принял ни одного значимого закона, а теперь конгресс принуждает его сделать это, подчёркивает издание.
Как отмечает автор статьи, американского президента редко так унижали: преобладающее большинство при голосовании за санкционный законопроект в обеих палатах конгресса — это «в первую очередь проявление глубокого недоверия к Трампу, которого в его российской политике как бы взяли под опеку». Обычно ослабление санкций на пользу дипломатии — привилегия исполнительной власти. Обама использовал это в своей политике в отношении Ирана и Кубы. Однако его последователя в этом, напротив, ограничивают, оказывая давление на его право вето в том, что касается ослабления антироссийских санкций.
«Однако пощёчину от конгресса он спровоцировал сам», — настаивает швейцарская газета. Хотя доказательств того, что Трамп перед выборами сотрудничал с Москвой, чтобы помешать победе демократов, по-прежнему нет, новый американский президент дискредитировал себя отказом признавать данные собственной разведки о российском влиянии, своей слепотой в отношении антизападной политики Кремля и наивностью в обращении с российским руководством. И если известный своей разобщённостью конгресс после этого сплотился — это хороший знак, уверен автор статьи.
Ужесточение американской политики в отношении России, таким образом, вызвано прежде всего внутреннеполитическими причинами. Конгресс не надеется избавиться от Путина с помощью санкций и не пытается извлечь выгоду для американских концернов по сравнению с европейскими, уверяет издание. В теории под угрозой действительно оказываются европейские компании, участвующие в строительстве российских газопроводов, признаёт автор. Однако до сих пор неясно, будут ли против них когда-либо введены санкции.
По версии журналиста, возмущение Германии было бы более понятно, если бы основной затронутый санкциями проект — «Северный поток — 2» — имел под собой крепкий фундамент. Но в действительности он противоречит энергетической стратегии ЕС, повышая зависимость от России, вместо того чтобы переключиться на другие источники снабжения. Для Кремля «Северный поток — 2» — не в последнюю очередь политический проект, потому что он позволяет укрепить германо-российские отношения — «за счёт Украины и других транзитных стран, позиция которых ослабляется», подчёркивает швейцарская газета. В связи с этим сопротивление строительству газопровода из России велико даже внутри ЕС.
Разумеется, предпочтительнее всего, чтобы западные и восточные европейцы, а с ними и американцы придерживались в российской политике единого курса, отмечает издание. Но для этого что-то делать должны все стороны. Что об этом думают в Кремле, неизвестно, но «Путин очутился на пороге сложных решений», утверждает Neue Zürcher Zeitung. Эйфория в Москве по поводу избрания Трампа давно прошла, а вместе с ужесточением санкций пошатнулась и надежда на улучшение отношений.
Россия резко отреагировала на действия США сокращением числа американских дипломатов в стране и лишением их права на использование здания в Серебряном бору. По версии издания, Москва только реагирует на аналогичные штрафные меры со стороны США, введённые Обамой незадолго до его ухода с президентского поста. В неконтролируемом росте напряжённости Кремль не заинтересован, утверждает швейцарская газета. В этом случае Россия «как более слабая из двух соперников» может только проиграть, уверяет автор.
Путин, наверное, спрашивает себя, стоило ли того «дерзкое вмешательство» в американские президентские выборы, продолжает издание. С одной стороны, Россия показала, на что она способна с помощью хакерских атак. Цель ослабить противника, посеять сомнения и подорвать основы американской демократии достигнута. Пока вокруг Трампа кипит скандал о его российских связях, Америка будет занята своими проблемами. Однако в стратегическом плане это едва ли улучшает положение России. «Изоляция страны только усилилась, возвращение к заметному экономическому росту выглядит иллюзорным, а амбициозные проекты, как вмешательство в Сирии, на поверку оказались слишком тяжёлым бременем», – рассказывает швейцарская газета.
Для новой «перезагрузки» между Россией и США Путин должен умерить свои «великодержавные фантазии» и перестать «демонизировать Запад как стратегического противника». Трамп же должен выстоять в деле о его российских связях и вернуть себе политическую дееспособность. Пока что ни того, ни другого не происходит, отмечается в статье. Для обоих президентов нынешняя ситуация стала «неприятным пробуждением», уверяет издание. Сближения двух стран не произошло — американский конгресс доказал это, одобрив ужесточение санкций. Поэтому недоверие, враждебная риторика и бряцание оружием продолжат формировать отношения между двумя ядерными державами и дальше, заключает Neue Zürcher Zeitung.