Москва возвращается к советской тактике времён конца холодной войны, которая заключалась в «запугивании соседей» и конфронтации с США, пишет для The Atlantic бывший посол США в Польше Дэниэл Фрид. Тем не менее, по мнению дипломата, такой политический курс выйдет России боком, так как он не решит проблемы «застойной экономики».
«История не повторяется, но она рифмуется», — начинает свою статью для The Atlantic бывший посол США в Польше Дэниэл Фрид. По его мнению, недавнее сокращение американского дипломатического штата в России в ответ на высылку российских дипломатов из США сильно напоминает такую же ситуацию, сложившуюся в 1986 году. «Мало кто помнит подробности тех стычек времён Рейгана. Но очень многие помнят, что 1980-е для Советского Союза закончились плохо», — отмечает Фрид.
Москва, как тогда, так и теперь «пошла по кривой дорожке» конфронтации с США. Как в царское, так и в советское время внешняя конфронтация всегда шла бок о бок со стагнацией в стране. По мнению автора, тактика Путина, как, например, «кибератаки и дезинформация», заставляет вспомнить о советских «активных мероприятиях», а украинский кризис — о войне в Афганистане.
«Российские лидеры пытаются убедить свой народ и самих себя, что способность запугивать соседей, репрессировать диссидентов и тыкать кулаком в лицо Соединённых Штатов является показателем силы. Однако, как и в середине 80-х, это не сработает», — считает бывший посол.
Несмотря на надежды Путина, Запад крепко стоит на ногах: «поддержка Путиным» евроскептика Марин Ле Пен не привела к её победе на выборах во Франции, а «мощь американских госинститутов» помешала российскому президенту получить дивиденды от избрания Дональда Трампа. Поэтому, уверен автор, ни «агрессия Москвы» за рубежом, ни «репрессии в стране» не приведут к росту «застойной российской экономики», зависящей от нефти, газа и другого сырья.
Наиболее проницательные русские, считает Фрид, как и в 80-х, понимают, что страна должна выйти из застоя и что она нуждается в модернизации. Однако для этого ей нужно главенство закона и доступ к иностранному капиталу и технологиям. Всё это Москва может получить лишь в случае построения конструктивных отношений с Западом. «Русские, которые так думают, правы. Опыт показывает, что Россия должна сделать выбор между модернизацией и агрессией», — полагает автор.
По мнению Фрида, детали того, как разрешался дипломатический кризис в 1986 году, сейчас не играют большой роли. «Однако что важнее, так это то, что администрация Рейгана понимала природу Советского Союза и разработала соответствующую политику — политику, которая сработала», — пишет автор.
Здравая политика в отношении России, пишет автор, основывается на «сопротивлении российской агрессии», поиске сфер для возможного сотрудничества, стабилизации отношений там, где это возможно, и надежде на будущие отношения с лучшей Россией.
Опыт 80-х, считает дипломат, показывает, что эта тактика сработает и сегодня. Сейчас, как и тогда, США должны проявить терпение, так как «русские могут неверно истолковать чрезмерную изобретательность в налаживании отношений как слабость».
В этом отношении новые санкции, хотя они и не нравятся Трампу, позволят его администрации продолжать оказывать на Россию давление за «вмешательство» в американские выборы. Кроме того, Европа также показала, что готова внести свой вклад в «сдерживание российской агрессии», инициировав санкции и отправив свои военные контингенты в Прибалтику.
«Имея дело с Россией, американцы, как и во времена холодной войны, должны помнить, кто они такие: лидеры свободного мира, защитники демократии и сторонники верховенства права. Наши ценности придают нам силу. <…> Глубоко в природе нашей нации, построенной на этих ценностях, лежит убеждение, что все люди созданы равными. <…> Если мы будем помнить об этом и обопрёмся на эти ценности, чтобы справиться с российским вызовом, то вместе с союзниками в Европе и не только мы достигнем успеха», — подводит итог автор.