Как заявил польский министр обороны, подчинённая ему комиссия вновь проанализировала запись бортового самописца Ту-154М, разбившегося в 2010 году под Смоленском, и пришла к выводу о «взрыве на борту». При этом Антони Мачеревич анонсировал новый доклад, который появится весной следующего года и в котором будут поимённо названы «виновные» в авиакатастрофе президентского самолёта, пишет польский Newsweek.
Ещё несколько месяцев назад доминировала версия, что взрыва на борту президентского «Туполева» «чёрные ящики» не зарегистрировали, потому что ударная волна уничтожила их до того, как они успели что-либо записать. Теперь глава Министерства национальной обороны Антони Мачеревич убеждает, что его смоленская комиссия нашла на записях регистраторов рокового полёта момент взрыва, который разрушил самолёт, пишет Newsweek.
Глава Министерства национальной обороны Польши участвовал в заседании совета глав «Газеты польской» в местечке Спала. Отвечая на вопрос о последних выводах расследования смоленской катастрофы, глава министерства напомнил заявления действующей при этом ведомстве подкомиссии по поводу повторного расследования смоленской катастрофы, содержащиеся в докладе от апреля этого года. «Тогда мы определили, что дело дошло до взрыва, который окончательно разрушил самолёт, — это принципиальный вопрос, поскольку есть ещё несколько дополнительных деталей. В настоящий момент мы знаем значительно больше. Мы нашли в записи одного из регистраторов момент взрыва — он был идентифицирован. Сейчас мы занимаемся его анализом и исключением всех возможностей другого объяснения этой электронной записи», — уверял Мачеревич.
Польский Newsweek напоминает, что когда в последний раз смоленская комиссия настаивала на теории серии взрывов термобарических материалов, которые якобы произошли внутри корпуса, центроплана и крыльев президентского «Туполева», то была поймана на одной, но очень существенной детали. Критики поставили в вину «экспертам» главы министерства следующее: если был взрыв, который уничтожил самолёт, то почему его не слышно на записях «чёрных ящиков»? Члены комиссии дали курьёзный ответ. По их мнению, ударная волна была настолько быстрой, что она уничтожила самолёт до того, как они успели что-либо записать. Как видно, спустя несколько месяцев их вера в силу мнимого взрыва сильно ослабла, а его следы при этом удалось найти в записях с Ту-154.
По мнению министра, до конца весны следующего года будет представлен доклад, описывающий не только ход событий, но и называющий главных ответственных за трагедию под Смоленском. 10 апреля глава Министерства национальной обороны заявил, что материалы, которыми в настоящее время располагает комиссия, позволяют ясно определить, «как дело дошло до трагедии». Как он тогда объяснил, среди прочего речь идёт о материалах, которые связаны с анализом записей регистраторов полёта.
В 2010—2011 годах смоленской катастрофой занималась Комиссия по расследованию авиационных катастроф, председателем которой был тогдашний глава Министерства внутренних дел Ежи Миллер. В опубликованном в июле 2011 года докладе комиссия Миллера сделала вывод: причиной катастрофы стало то, что самолёт оказался ниже уровня минимальной высоты, а это повлекло столкновение воздушного судна с деревьями и привело к разрушению конструкции машины. Комиссия подчёркивала, что ни регистраторы звука, ни самописцы параметров полёта не подтверждают высказывания о взрыве на борту авиалайнера.
10 апреля 2010 года в катастрофе самолёта Ту-154М под Смоленском погибло 96 человек, в том числе президент страны Лех Качиньский и его супруга, а также последний президент Польши в изгнании Рышард Качоровский. Польская делегация направлялась на торжества по случаю 70-й годовщины катынского преступления, резюмирует польский Newsweek.