Издание Naked Capitalism публикует статью работающего в России с 1989 года независимого журналиста Джона Хелмера, впервые появившуюся на его сайте. По мнению журналиста, русофобия, которая захлестнула Вашингтон в середине прошлого века, сегодня никуда не делась. Только теперь американские власти ищут следы влияния Москвы в интернете и телепередачах.
Русофобия и дезинформационные кампании начались в Америке ещё в 1947 году, задолго до маккартизма. У истоков этого явления стояли журналист Джозеф Олсоп и посол США в СССР Джордж Кеннан, считает австралийский журналист Джон Хелмер.
По его словам, феномен ненависти к России был характерен для высшего общества Америки. После Второй мировой её представители нуждались в новом образе врага, каковым и стал Советский Союз. Маккартизм же воздействовал на другие слои населения.
Однако русофобия не стала объединяющим фактором для американского высшего общества и рабочего класса, потому что «друг друга они ненавидели ещё больше». И советское политбюро понимало эту ситуацию гораздо лучше, чем Кремль в наше время, полагает автор статьи.
В своей недавней книге «Джорджтаунская компания» писатель Грег Херкен разоблачил политиков и журналистов, участвовавших в антисоветской информационной кампании. Издания, которые он упомянул в своём труде, отреагировали на эти обвинения. The New Yorker ответил, что никакой русофобской кампании давно нет. В газете The Washington Post решили уйти от прямого ответа и раскритиковать книгу, назвав её «очень странным опусом».
Рассказывая о периоде с 1946 по 1975 годы, Херкен, по сути, повторяет общеизвестные факты о холодной войне, которые можно найти во многих других источниках. Начинает он с «Длинной телеграммы» №511, которую Джордж Кеннан отправил из Москвы в Вашингтон, обрисовав в ней невозможность сотрудничества с СССР. В итоге взгляды американского дипломата стали определяющим фактором подхода США к отношениям с Советским Союзом.
По мнению автора статьи, Херкен слишком увлёкся изучением тайных каналов финансирования антисоветских операций и в результате забыл рассказать, каким образом упоминаемые в книге работники СМИ «набивали собственные карманы». The New Yorker настаивает, что никто не обогатился на дезинформационной кампании, но это неправда. К примеру, одна из статей Олсопа была продана 200 газетам и, как утверждается, ее прочитали 25 млн человек. Кроме того, среди покровителей Олсопа была компания Convair, производившая ракеты Atlas для американских ВВС. Именно с её подачи журналист выдумал небылицы о мощи советских ракет.
Во время написания книги Херкен работал с семейным архивом журналиста Джозефа Олсопа. Он также ссылается на дневники, письма и личные записки Фрэнка Вишера, первого директора отдела по секретным операциям против России.
В 1958 году параноидальные склонности Вишера стали очевидны. Американский чиновник заявил, что советские учёные выяснили, как можно управлять сознанием людей. Он во всём видел руку Кремля. Сегодня история, описанная Херкеном, повторяется. Именно поэтому очень важно разглядеть симптомы всего этого сумасшествия в наше время, полагает автор статьи.
«А теперь перенесёмся из Вашингтона 1958 года в Вашингтон 2017 года. Вместо контроля над разумом и манипуляциями у нас теперь есть российские хакеры и кибервойна», — пишет Хелмер. Только в то время в информационной войне участвовали «Радио Свобода» и листовки, теперь враги — это телеканал Russia Today, а также «русский след» в Twitter, Google, национальном комитете Демократической партии и в холдинге Трампа.
Если мы согласимся, что действия американских властей и журналистов были безумными во времена холодной войны, то таким же безумием можно считать то, что происходит сейчас. Когда президент и госсекретарь США бросают друг другу вызов, предлагая помериться уровнем интеллекта, это уже за гранью разумного, подчёркивает журналист.
Наше время отличается только в одном. «Сейчас сумасшедшие русофобы не уходят на пенсию, не отходят в тень. Они спокойно спят по ночам и не задумываются о самоубийстве, как Вишер», — заключает Джон Хелмер.