Россия намерена опротестовать запрет МОК на участие в Олимпиаде в Спортивно-арбитражном суде. Издание Sports Illustrated проанализировало, какие стратегии может использовать Москва, чтобы оспорить данное решение.
Международный олимпийский комитет (МОК) принял решение отстранить сборную России от участия в зимних Олимпийских играх в южнокорейском Пхёнчхане. Как пишет Sports Illustrated, МОК утверждает, что Россия «систематически манипулировала антидопинговой системой», а на зимней Олимпиаде в Сочи задействовала «антидопинговую лабораторию». МОК пришел к выводу, что эти меры позволили российским спортсменам обманным путём победить в медальном зачёте.
Наказание МОК не является беспрецедентным, поскольку в последние десятилетия комитет лишал права участия в Играх Южную Африку и Афганистан из-за их дискриминационной политики, однако МОК впервые отстранил от участия страну за предполагаемый обман.
Как продолжает издание, несмотря на то, что в соответствии с правилом 61 Олимпийской хартии решения МОК являются окончательными, спортсменам разрешается оспаривать наказания, связанные с участием в Олимпиаде. Все апелляции такого рода должны подаваться исключительно в Спортивно-арбитражный суд (САС). Хотя в названии этого органа есть слово «суд», он таковым не является. Это международный арбитражный орган со штаб-квартирой в швейцарской Лозанне. Обычно исковые заявления рассматривает комиссия в составе трёх третейских судей САС.
Россия намерена опротестовать запрет в Спортивно-арбитражном суде, однако у САС будет мало времени для рассмотрения российских доводов. Первые состязания Олимпиады-2018 состоятся 8 февраля, то есть до них остаётся всего 65 дней. Арбитраж САС обычно длится 12 месяцев, и это означает, что рассмотрение этих дел придётся ускорить.
Как считает автор статьи, России будет очень трудно убедить САС отменить решение МОК. МОК полагается на выводы двух всесторонних расследований, одно из которых сосредоточено на российских атлетах, а второе — на российских спортивных чиновниках и государственных органах. Ход этих расследований и их соответствующие выводы детально изложены в докладе дисциплинарной комиссии МОК, представленной в исполнительный комитет МОК. Кроме того, Россия находится в невыгодном положении ещё и из-за того, что Всемирное антидопинговое агентство, являющееся независимым международным органом по обеспечению соблюдения антидопинговых правил, пришло к заключению, что эта страна при государственной поддержке осуществляла допинговую программу в рамках подготовки к сочинской Олимпиаде 2014 года.
Однако, продолжает издание, у России есть как минимум четыре стратегии, которые она может использовать в САС. Москва может попытаться опровергнуть обвинения, показав их ложность. Главный довод России может состоять в том, что она объявит обвинения в организации государственной допинговой программы либо ложными, либо серьёзно преувеличенными. В этих целях российские адвокаты постараются найти те разделы 30-страничного доклада МОК, где содержатся или могут содержаться ошибки. Пока неясно, поможет ли это России, однако она постарается представить любую ошибку в качестве основания для сомнений во всём докладе.
Также Москва может попытаться дискредитировать процесс расследования МОК. Россия может заявить, что МОК сделал свои дискредитирующие выводы, основываясь на неполной и предвзятой информации.
Кроме того, Россия может представить обвинения МОК в качестве политической расплаты за деятельность страны в сфере политики. Россия может спросить, почему обвинения в государственной допинговой программе летом 2016 года привели лишь к мягкому наказанию, а зимой 2017-го — к полному отстранению. Между этими датами состоялись президентские выборы в США, остающиеся источником серьёзных разногласий, которые вызваны утверждениями о российском вмешательстве. Россия может заявить, что наказание МОК не имеет отношения к спорту, а носит политический характер.
В качестве аргумента Россия также может попытаться представить наказание МОК чрезмерным, ошибочным и беспрецедентным. Все предыдущие отстранения стран от Игр были вызваны аморальной государственной политикой открытой дискриминации граждан по расовому и половому признаку, однако МОК наказал Россию из-за утверждений о государственной допинговой программе для олимпийцев. Россия может признать, что отдельные её спортсмены действительно занимались обманом и должны быть наказаны, и вместе с тем заявить, что обвинения в изощрённой государственной программе допинга носят спекулятивный характер.
«Россия также может подчеркнуть, что на самом деле жертвами запрета МОК стали не Путин и прочие государственные деятели, а российские атлеты, лишённые мечты представлять свою страну. Исходя из этого, Москва может заявить, что её олимпийская программа и спортсмены не должны подвергаться такому наказанию, которое в спорте сродни смертному приговору», — заключает издание.