Москва намерена закрепиться на мировом рынке сжиженного газа и обернуть мировой спрос на этот вид топлива в свою пользу, пишет Financial Times. Российские власти уже успешно запустили завод «Ямал СПГ» и планируют в ближайшие годы увеличить число подобных проектов, отмечает британское издание.
Председатель правления «Новатэк» Леонид Михельсон буквально «сиял от гордости», когда Владимир Путин назвал проект по сжижению и поставкам природного газа «очень важным шагом» для России, пишет Financial Times.
И бизнесмена, и российского президента в течение многих лет отговаривали от этой затеи. Критики настаивали, что сложное строительство завода «Ямал СПГ» в Арктике не имеет экономической целесообразности в стране, где ведущую роль в экспорте газа играет «Газпром».
«Не все верили в проект, некоторые говорили: не надо этого делать. Но те, кто начинал этот проект, рискнули — причём это оказался риск обоснованный — и добились результата», — подчеркнул глава государства на церемонии открытия предприятия. Он выразил мнение, что эта инициатива гарантирует светлое будущее стране и её экономике.
Президент назвал запуск завода ещё одним подтверждением статуса России в качестве одного из мировых энергетических лидеров. При этом он отметил, что число подобных «многообещающих проектов» необходимо увеличить.
«Запуск «Ямал СПГ» в срок и в рамках бюджета поистине является переломным моментом для российской нефтегазовой промышленности — бьющегося сердца экономики страны, — рассуждает издание. — И ремарки Путина также были предупреждением иностранным добытчикам, которые пришли на рынок сжиженного природного газа раньше».
За последние десять лет мировой спрос на СПГ увеличился вдвое, составив в прошлом году 258 млн тонн. Сжиженное состояние позволяет передавать газ без дорогостоящих трубопроводов. Кроме того, благодаря относительно низкому уровню загрязнения при использовании голубое топливо пользуется популярностью в странах, которые пытаются снизить потребление угля, поясняет FT.
«В результате СПГ стал угрозой российскому господству на европейском газовом рынке. Но Михельсон и Путин попытались повернуть эту ситуацию в свою пользу», — утверждает издание.
Россия традиционно выступает в роли ведущего экспортёра газа в Европу благодаря трубопроводам советской эпохи. Но теперь страна нацелилась на получение 15—20% мирового рынка СПГ, где правят бал США, Катар и Австралия.
Михельсон, которому приходилось преодолевать западные санкции и экстремальные погодные условия для создания самого северного проекта СПГ в мире, полагает, что эту цель можно достичь к 2020 году. «Российский газ будет пользоваться спросом на международной арене», — убеждён глава «Ростэка».
В ближайшие годы компания планирует запустить второй аналогичный проект «Арктик СПГ-2». Французские и китайские инвесторы, которые владеют 20% «Ямал СПГ», ведут переговоры об участии в новой разработке.
«Воплощение этих амбиций» станет непростой задачей для Москвы. Западные санкции ограничивают иностранное финансирование и дают потенциальным партнёрам основание для беспокойства. Вдобавок конкурирующие проекты в других странах приведут к снижению спроса на СПГ, обращает внимание издание.
Россия уже производит операции с СПГ на дальневосточном острове Сахалин. Но ямальский проект компании «Новатэк» имеет большую пропускную способность и лучший доступ к Европе. Первая партия газа уже была отправлена лично Путиным в Великобританию.
По словам Михельсона, в самом ближайшем будущем мощные ледоходы позволят доставлять СПГ с Ямала в Азию по северному маршруту круглый год. Это позволит сократить расходы на транзит газа в такие страны, как Китай, Япония и Южная Корея, на 30%.
Россия припозднилась на «СПГ-игру», но она надеется быстро нагнать конкурентов, заключает Financial Times.