Frankfurter Allgemeine: российские подлодки — угроза для устаревшего флота НАТО
За российской подводной лодкой «Краснодар», с которой были пущены две крылатые ракеты по позициям террористов в Сирии, НАТО следило с большим вниманием — и всё же очень часто упускало её из виду, отмечает Frankfurter Allgemeine.
Попытки военных западного альянса отследить подлодку показали, на что способен российский подводный флот — а также насколько ограничены силы самого НАТО, подчёркивает немецкая газета. Причём это касается не только плохо просматриваемого Средиземного моря, но и Атлантики. «После окончания холодной войны НАТО сократило военное присутствие на море, особенно это касается борьбы с подводными лодками. Мы меньше тренировались и утратили навыки», — признал генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг. По его словам, активность флота подводных лодок России, напротив, достигла высочайшего уровня со времён холодной войны.
«Краснодар» — это одна из новых дизель-электрических субмарин: используя старую основу, в России построили значительно усовершенствованную модель. С лодки можно запускать как торпеды, так и до четырёх крылатых ракет, а новая система «Калибр» способна поражать цели на расстоянии до 2200 км. Во время сирийского конфликта её неоднократно применяли из Средиземного и Каспийского морей, при запуске ракет с субмарин и фрегатов.
В НАТО российские системы вооружений считают очень точными. «Россия теперь способна не только поразить все корабли альянса. Наши порты и аэропорты на суше в случае конфликта подвергаются серьёзнейшему риску», — предостерегает высокопоставленный представитель армии.
После холодной войны российские военные корабли лишь периодически появлялись в Средиземном море. После 2008 года Владимир Путин принял решение о наращивании вооружений. «Ему стало ясно, что он не может действовать на одном уровне с американцами», — уверяет немецкий журналист. Современный авианосец стоит более $6 млрд — слишком дорого и технологически сложно для Москвы. Поэтому Россия предпочла вкладывать средства в новые подводные лодки, которые стоят всего по $250 млн, сообщается в статье. В то же время они способны вывести из строя авианосец и, таким образом, отчасти выровнять баланс сил.
С тех пор как Россия присоединила Крым в 2014 году, в черноморском порту Севастополя размещаются шесть современных подводных лодок, в том числе «Краснодар». Сирийский порт в Тартусе, который арендует Россия, должен быть расширен до крупной военно-морской базы. Таким образом, российские подлодки получат опорный пункт снабжения.
Для НАТО такая ситуация в новинку. Кроме того, военно-морские мощности большинства государств альянса устарели. У Великобритании давно нет самолётов для обнаружения и преследования подводных лодок. Из-за их нехватки британскому флоту приходилось обращаться за помощью к Франции, Норвегии, Канаде и США для сопровождения и вытеснения российских военных судов во время многочисленных инцидентов с их участием. Первые собственные самолёты нужного типа у Лондона появятся в 2019 году, но они будут американского производства. Другие страны НАТО, в том числе Германия и Франция, хотят совместно разработать собственную модель, но времени на это потребуется много, отмечает издание.
Что касается подводных лодок, когда-то у НАТО их было 145, но теперь осталось только 84, причём треть из них принадлежит американцам и зачастую находится где-то в Тихом океане. В то же время у России уже есть 49 таких субмарин, и она продолжает строить новые, пишет Frankfurter Allgemeine.
НАТО недовольно тем, что российские подлодки снова показались в Средиземном море, но, со стратегической точки зрения, важнее, что будет происходить в ближайшие годы в Атлантике. Альянсу нужны открытые и надёжные морские пути для быстрой переброски подкрепления через Атлантический океан. Во времена холодной войны американцы разместили в Германии 300 тыс. солдат. 10 дивизий было переброшено за 10 дней — это 150 тыс. человек подкрепления. Сегодня командиры НАТО сочли бы за счастье, если бы им удалось быстро переместить через Атлантику одну или две дивизии, отмечает немецкая газета.
Только в этом случае Прибалтику вообще возможно защитить от российского вторжения, подчёркивает автор статьи. Подразделения, которые размещены там сейчас, составляют всего по тысяче военных и служат исключительно для устрашения. Поэтому НАТО планирует создать два новых командных пункта. Один будет способствовать быстрой отправке войск и всего необходимого с территории США, другой должен заниматься организацией их оперативного размещения в Европе.
В защите от российских подлодок нуждаются не только морские пути, но и подводные кабели, по которым передаётся до 97% мирового информационного потока. По словам одного из командиров НАТО, активность российских субмарин в районе пролегания подводных кабелей сейчас высока как никогда. Он также отметил, что российские военные «действуют профессионально», и до сих пор альянс не зафиксировал никаких опасных манёвров со стороны российских кораблей или подводных лодок. Правда, не исключено, что НАТО просто недостаточно знает о том, что происходит под водой, подчёркивает Frankfurter Allgemeine.
Ссылки по теме
-
Столтенберг: Россия инвестирует в подводные лодки, а силы НАТО «утратили навыки»
-
Contra Magazin: в Германии не осталось ни одной боеспособной подлодки
-
Popular Mechanics: новые русские подлодки взяли на вооружение западные технологии
-
FP: США решили закрепиться в Исландии из-за «активности» российских подлодок