Швеция и Норвегия собираются «сдуть пыль» с договора времён холодной войны о кризисном реагировании по причине «великодержавных амбиций» Москвы и её действий в последние годы, пишет Aftonbladet. Как отмечает издание, в рамках обновлённой версии документа стороны могут взять на себя обязательства по взаимной помощи, в случае если какая-либо из стран окажется втянута в конфликт.
Во время холодной войны в марте 1986 года Швеция и Норвегия подписали совместный договор о кризисном реагировании. Таким образом стороны стремились добиться гарантий взаимных поставок предметов первой необходимости, в случае если в мире сложилась бы кризисная ситуация, пишет Aftonbladet.
Помимо этого, в документе затрагивалась тема работы транспорта и функционирования важной инфраструктуры, а также поставки медикаментов в ситуации, если какая-либо из стран окажется втянутой в конфликт или её коснётся кризис.
Хотя этот договор остаётся в силе и по сей день, до этого момента он пребывал в забвении. Однако теперь, спустя 32 года после его заключения, Стокгольм и Осло решили «сдуть с него пыль». Обсуждением этого договора Швеция решила заняться на фоне возрождения системы тотальной обороны, которая подразумевает готовность к войне или кризису всего общества, а не только вооружённых сил.
Правительство Швеции объяснило такой шаг сложившимся положением с точки зрения политики безопасности в регионе, в частности действиями России в Крыму и Грузии. Швеция, напоминает Aftonbladet, также активизировала военное сотрудничество с соседями, в том числе и с Норвегией: эти страны вновь обменялись военными атташе, а также проводят совместные учения.
Когда на этой неделе министр обороны Швеции Петер Хультквист принимал своего норвежского коллегу Франка Бакке-Йенсена, было понятно, что сторонам надо обратить внимание на этот старый договор.
«Мы собираемся вместе изучить этот договор, чтобы понять, подходит ли он под современные реалии и какое именно значение он будет иметь в своей обновлённой или реанимированной форме», — заявил Хультквист.
Сам факт того, что этот документ откопали из архивов, должен послать определённый сигнал соседям, отмечает газета. Тем не менее министр постарался избежать излишней конкретики относительно того, что будет представлять из себя обновлённая версия договора о кризисном реагировании.
«Открытые транспортные коммуникации для решения вопросов снабжения невероятно важны. Наличие работающей системы здравоохранения также играет огромную роль. Если мы сможем сотрудничать в этой области, то это, разумеется, хорошо», — отметил шведский министр.
По мнению министра обороны Норвегии, его страна также считает, что обстановка в регионе изменилась, причём в основном из-за действий Москвы. «Мне кажется, что Швеция и Норвегия одинаково понимают ситуацию вокруг России. У нас схожие взгляды на изменившуюся ситуацию в сфере безопасности», — отметил он.
Тем не менее Бакке-Йенсен оговорился, что как соседи Россия и Норвегия вполне успешно сотрудничают в некоторых областях.
«Однако мы должны также осознавать, что Россия — это сосед с ядерным оружием и великодержавными амбициями. Сейчас Россия не представляет прямой военной угрозы для Норвегии. Однако в мире могут произойти события, которые способны изменить такой расклад», — добавил он.
Оба министра не считают, что членство их стран в разных союзах — Швеции в ЕС и Норвегии в НАТО — сыграет какую-либо роль в сотрудничестве по развитию системы тотальной обороны.
«Мы — две соседние страны со схожими ценностями и общим окружением с точки зрения политики безопасности. Поэтому мы должны быть способны помогать друг другу в различных кризисах», — подвёл итог Петер Хультквист.