Украинские трудовые мигранты в Польше опасаются ухудшения отношения к себе из-за так называемого «антибандеровского закона». Как пишет «СТРАНА.ua», они боятся волны нападений, преследований и невыплаты зарплат на работе.
Принятый в Польше так называемый «антибандеровский закон» не на шутку взволновал живущих там украинцев. Как пишет «СТРАНА.ua», они боятся волны нападений, преследований и невыплаты зарплат на работе.
У поляков трудится около 1,5 млн украинцев. Эксперты агентства по трудоустройству Personnel Service подсчитали, что в каждой второй польской фирме работает уроженец Украины. А после введения безвиза наплыв украинских рабочих в Польшу ещё увеличился.
Как отмечает издание, закон, который за прославление Бандеры и ОУН — УПА* может наказать на три года тюрьмы, поставил под удар многих украинцев. Бьют тревогу в объединении украинцев в Польше.
«Этот закон доказывает, что в польском обществе растёт волна национальной, расовой и религиозной агрессии. С этим надо что-то делать. Вместе с другими нацменьшинствами мы будем добиваться переговоров с правительственной партией о его отмене. А общины не часто объединяются в одном вопросе», — сказал журналистам глава объединения Пётр Тима.
О том, что этот закон может негативно сказаться и на украинских трудовых мигрантах, заявил и вице-премьер Павел Розенко.
«Неконкретные нормы или нормы, которые требуют дополнительной трактовки, на самом деле могут представлять угрозу для наших сограждан, которые работают в Польше или пытаются просто поехать в Польшу для туристической экскурсии или какой-либо бизнес-поездки», — заявил вице-премьер Розенко.
А экс-министр обороны Украины Александр Кузьмук и вовсе пригрозил полякам восстанием украинских трудовых мигрантов.
«Если вспоминать историю —100, 200 лет назад, даже короля Болеслава, 1000 лет назад, — то мы столько наберём, что те миллион двести тысяч украинцев, которые сегодня работают в Польше, о которых сегодня вспомнили, — а может, с ними что-то будет. Да это пятый украинский фронт пошёл в Польшу. И ничего с ним не будет. Да он схватится за колы, если мы будем вспоминать всех казаков от Львова до Киева повешенных», — заявил экс-министр обороны.
Как отмечает издание, многие украинцы в Польше и ранее чувствовали ущемление.
«Если раньше на украинцев нападали в основном радикалы, то теперь меняется отношение рядовых поляков. По тем настроениям, которые я наблюдаю, скорее всего, дальше будет только хуже. Ехала в автобусе, разговаривала по телефону с подругой по-украински, так один с виду приличный мужчина лет 50 сделал замечание. Мол, в Польше нужно говорить по-польски, а не нравится — назад уезжайте. И добавил так зло: «Бандеровка!» — рассказала об инциденте «СТРАНЕ.ua» Галина Федив из Львова, которая работает швеёй под Варшавой.
Многие наши уверены, что унижать украинцев станут ещё чаще.
«Бандеровцами обзывают и в транспорте, и детей в смешанных классах. И началось всё это ещё до закона, года два уже, как власть в Польше поменялась. А особенно когда Волынскую трагедию признали геноцидом. Качиньский недолюбливает украинцев, а полиция закрывает глаза на нападения на украинцев. Наше посольство отстраняется», — говорит Оксана Гузар, которая трудится медсестрой в Лодзе.
Двух её знакомых украинцев избили прямо на улице. Спровоцировать агрессию, по её словам, может что угодно: украинский язык, жёлто-голубой браслетик на руке.
«У меня 12-летний сын носит футболку с трезубцем (знаете, такие, которые стали популярны во время «майдана»), ему в школе учителя посоветовали не носить её. Она, мол, бандеровская. Так, может, уже за трезубец в Польше будут арестовывать? Дожили», — жалуется Оксана Гузар.
Пётр Тима, который возглавляет украинскую общину, также говорит, что и некоторые поляки считают даже трезубец и вышиванку бандеровскими символами.
«Как-то пограничники заставили юношу снять футболку с трезубцем», — говорит Тима.
А франковчанин Олег Пелех волнуется за свой бизнес. Он открыл в Польше мастерскую по ремонту обуви и боится потерять клиентов.
«Один поляк пришёл, услышал, что я с Украины, развернулся и ушёл. Это было ещё осенью, когда в сейме начали против Бандеры выступать. А теперь просто страшно признаваться, что я сам-то — с родины Бандеры, мои предки жили недалеко от Старого Угрынова. Лучше, наверное, говорить, что приехал с Донецка. Хотя вряд ли поможет, да и по говору слышно, что я западенец», — рассказал Пелех.
Боятся раскрывать карты и украинцы, которые на Украине живут на улицах Бандеры, Шухевича и УПА.
«Когда я устраивалась на предыдущую работу на мясокомбинат и работодатель узнал мой домашний адрес во Львове (я живу на улице Героев УПА), то ехидно спросил: и как, мол, живётся на улице «забойцев» (убийц)? А потом — то штраф выпишет на ровном месте, то отматерит. А теперь боюсь, как бы на новом месте не кинули по деньгам. Некоторым уже недоплатили», — сетует в разговоре с журналистами Галина Федив.
* «Украинская повстанческая армия» (УПА) — украинская организация, признанная экстремистской и запрещённая на территории России (решение Верховного суда РФ от 17.11.2014).