Foreign Policy Оригинал

FP: страны Нового шёлкового пути хотят денег Пекина, но сомневаются в его благих намерениях

Китайский лидер Си Цзиньпин не скупится на эффектные сравнения и обещания, рассказывая о своём проекте «Один пояс — один путь». Однако потенциальные участники программы вроде Москвы и Астаны с опаской относятся к амбициям Поднебесной. Как убедились аналитики Foreign Policy, соседей Китая привлекает «толстый кошелёк Пекина», но они не готовы мириться с его растущим влиянием.
FP: страны Нового шёлкового пути хотят денег Пекина, но сомневаются в его благих намерениях
Reuters

В 1904 году английский географ Хэлфорд Джон Маккиндер представил свою теорию, согласно которой тот, кто правит «Мировым островом», то есть Евразией и Африкой, господствует над миром. И вот, спустя 100 с лишним лет, китайский лидер Си Цзиньпин объявляет о том, что Китай намерен стать «двигателем афро-европейской интеграции». Так началась эпоха Нового шёлкового пути, или, как ещё называют эту инициативу, «Один пояс — один путь», пишут директор института Кеннана в Международном научном центре имени Вудро Вильсона Мэтью Рожански и директор Института Киссинджера Роберт Дейли в своей статье для Foreign Policy.

Впрочем, очень скоро и «Мировой остров» стал мал Си Цзиньпину. Поэтому постепенно через свои различные проекты и инициативы Поднебесная стала «брать в оборот» страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и даже Арктику. Похоже, Пекин становится «хозяином глобальной интеграции», да только его ближайшие соседи настроены более скептически.

Рожански и Дейли побывали в Пекине, Астане и Москве, чтобы посмотреть, насколько позиции Си Цзиньпина совпадают со взглядами его евразийских партнёров, взаимодействие с которыми играет ключевую роль в развитии Нового шёлкового пути. Авторы статьи констатировали у партнёров Поднебесной желание участвовать в проектах, подразумевающих выгоду для самих государств, однако при этом те решительно не хотят продвижения в западном и северном направлениях «ни китайских наработок, ни идей, ни населения». До сих пор и Астана, которая должна была бы пылать «евразийскими амбициями», и Москва ориентированы на Запад.

Впрочем, кажется, Си Цзиньпин либо этого не замечает, либо ему всё равно. Он уверен, что Китай — единственное государство, которое может контролировать весь континент. В конце концов, учитывая историю древнего Шёлкового пути, Си всячески подчёркивает, что раньше торговлей в Евразии и Юго-Восточной Азии руководила именно Поднебесная. Однако историки говорят скорее о феномене Шёлкового пути, а не о конкретном маршруте.

«Мифологизируя» Шёлковый путь, китайский лидер упускает, что по тому же направлению когда-то ходили не только торговцы из Поднебесной, но и солдаты. «В своих хвалебных песнях евразийской интеграции Си не упоминает о проходившей зачастую жёсткими методами китайской экспансии, но соседи Поднебесной историю не забыли», — рассуждают Рожански и Дейли.

За всеми историческими аллюзиями, которые старательно проводит Си Цзиньпин, кроется одна большая цель Нового шёлкового пути. Для Китая сегодня полным ходом разворачивается, как он это называет, «период стратегической возможности», к которому он подошёл благодаря своему стремительному экономическому подъёму и проблемам Запада, начавшимся после 2008 года. Финансовый кризис положил конец «30-летнему обучению» Поднебесной у США, равно как и мировому порядку, в котором господствует одна Америка. А теперь Си и его единомышленники считают, что у Китая появилось ещё больше «стратегических возможностей» благодаря тому, что после избрания Дональда Трампа президентом престиж США значительно упал.

Пекин не скрывает своего личного интереса в Новом шёлковом пути. Да, утверждает Поднебесная, эта инициатива будет полезна для всех, но особенно для неё самой. Как подчеркнул один китайский аналитик на частной встрече в Вашингтоне, настоящей целью Нового шёлкового пути является интернационализация юаня. В рамках своего проекта Китай намерен проводить операции в собственной валюте и, таким образом, бросить вызов господству доллара.

Как подчёркивают авторы, несмотря на обширные обещания Си, который говорил о готовности инвестировать в свой проект $1 трлн, на сегодня вложения Китая в программу «Один пояс — один путь» далеки от таких сумм. И хотя инициатива находится на начальном этапе, пока примерами какого-то особого успеха в этом направлении Поднебесная похвастать не может. Эксперты всё ещё скептически относятся к идее о том, что система скоростных железных дорог в Евразии сможет, в итоге, конкурировать с относительно недорогими морскими путями. Кроме того, всё ещё неясно, смогут ли китайские деньги и амбиции преодолеть слишком разные уровни развитости стран вдоль Нового шёлкового пути, политические и культурные различия, вековую вражду и «внушающую страх» географию «Мирового острова».

Реакция на масштабные планы Пекина разнится. Несмотря на энтузиазм на официальном уровне, Россия, Казахстан «и даже Пакистан» испытывают глубокие сомнения. Страны G7, Индия и Япония отказались поддерживать китайскую инициативу, потому что видят в ней попытку достичь мирового господства. Однако 71 страна присоединилась к проекту — правда, не совсем понятно, в чём это должно выражаться.

Если возвращаться к непосредственным соседям Пекина, Москве и Астане, они предпочитают «с готовностью принимать китайские инвестиции, когда им это удобно», однако явно не рады растущему влиянию Поднебесной. И это говорит о том, что они не собираются «идти под знаменем Пекина», даже если им выгодны его деньги, утверждают Рожански и Дейли.

После «аннексии» Крыма вряд ли Москва может упрекнуть Пекин в «экспансионистских амбициях». «И Россия, и Китай постоянно говорят о важности соблюдения суверенитета в международных отношениях, но ни одна из этих стран особо не заботится о суверенитете своих менее крупных соседей». Такие взгляды спровоцировали напряжённость в отношениях между Пекином и Западом, практически привели к разрыву между Москвой и Вашингтоном с Брюсселем, а затем содействовали «развороту» России к Азии. Для Кремля, оказавшегося отрезанным от западных рынков, китайский евразийский проект пришёлся как раз вовремя.

Конечно, Москва сближается с Азией не только «от отчаяния» — Кремль прекрасно видит, что Китай и весь регион набирают силу. Однако, чтобы занять при этом лидирующие позиции, Россия не может опираться на свою экономическую силу или демографические ресурсы, поэтому она намерена делать акцент на военной мощи и геополитическом влиянии, а также на «тёплых личных отношениях между российским и китайским лидерами».

Аналитики уверены, что энтузиазм России в отношении евразийской экономической интеграции частично объясняется тем, что она чувствует, что теряет свою значимость в глазах Запада. И если некоторые до сих пор уверены, что существует геополитический треугольник «Россия — Китай — США», то другие убеждены, что «новая холодная война» будет разворачиваться между Пекином и Вашингтоном. С другой стороны, многие россияне полагают, что подъём Китая — главный показатель упадка Запада, а значит, рано или поздно Вашингтон и Брюссель будут вынуждены идти на уступки. Так что, как бы парадоксально это ни звучало, в России сближение с Азией считают способом улучшить отношения с западными странами. Но в то же время для Китая Россия — главным образом, лишь «потенциальный коридор», ведущий в крупнейший и богатый европейский рынок.

Что касается Казахстана, то «зажатая между двумя гигантами», Россией и Китаем, эта страна вправе гордиться тем, что ей удалось сохранить свой суверенитет и построить «относительно стабильную, процветающую экономику». Не зря казахстанские лидеры даже называют своё государство «пряжкой» на евразийском «поясе» Китая.

Действительно, благодаря своему географическому положению, Казахстан оказался в центре Нового шёлкового пути. Самый короткий маршрут из западной части Китая в Восточную Европу лежит через Казахстан, а затем Россию и занимает 14 дней. Но казахстанские власти настроены сократить это время до 10 дней, улучшив инфраструктуру и систематизировав пограничные переезды. Поскольку Казахстан вместе с Белоруссией уже входят в Евразийский союз, существующий под эгидой России, в теории это позволит быстрее наладить бесперебойные поставки в Европу, к примеру, товаров с более высокой надбавленной стоимостью вроде продвинутой электроники. Обратно же скоростные поезда повезут продукты питания и предметы роскоши для жаждущих приобрести это китайцев.

Казахстанские власти настаивают, что они прекрасно контролируют свои отношения и с Россией, и с Китаем. Они уверены, что им удастся «разделять торговлю и инвестиции с политикой и безопасностью». Однако, несмотря на активное сотрудничество с Поднебесной, в ходе длительных контактов с Москвой Астана впитала в себя «евроскептические взгляды» на Пекин, которые сопровождаются её собственными опасениями и предрассудками, полагают авторы статьи. В Казахстане осознают, что их партнёрство с Китаем не может быть равным, — «практически неизбежно Поднебесная захочет больше уважения», больше контроля, потому что вкладывает в регион больше денег.

Как и большинство соседей Китая, Россия и Казахстан судят о намерениях Пекина не по его красивым историческим аллюзиям и обещаниям, а по собственному опыту и интересам. «Их привлекает толстый кошелёк Китая, но они не уверены в его благих намерениях». Тем не менее, если Поднебесная будет развивать свою инициативу постепенно, многие из целей «Одного пояса — одного пути» могут быть достигнуты. Но, очевидно, далеко не все страны «Мирового острова» готовы смириться с лидерством Пекина, заключают Рожански и Дейли.  

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
Публикуем в Twitter актуальные зарубежные статьи, выбранные редакцией ИноТВ
источник
Foreign Policy США Северная Америка
теги
Владимир Путин геополитика Казахстан Китай Новый шелковый путь Россия Си Цзиньпин США экономика

INFOX.SG

Лента новостей RT

Новости партнёров