Эксперты лаборатории «Портон-Даун» не смогли точно подтвердить, что «Новичок», которым отравили Сергея и Юлию Скрипаль, был произведён в России. Об этом в интервью Sky News рассказал руководитель лаборатории Гэри Эйткинхед.
Добрый вечер. Мы начнём с важного события в деле отравления шпиона в Солсбери. Источники из лаборатории «Портон-Даун» сообщили Sky News, что учёные не смогли доказать, что нервно-паралитический газ, использованный при нападении, был изготовлен в России. Около часа назад глава химической лаборатории Гэри Эйткенхед рассказал Sky News: хотя они доказали, что в качестве оружия было использовано нервно-паралитическое вещество, им не удалось установить, откуда пришёл «Новичок».
ГЭРИ ЭЙТКЕНХЕД, глава химической лаборатории в «Портон-Дауне»: Согласно нашим правилам, мы смогли установить, что это был «Новичок», что это было нервно-паралитическое вещество военного класса. Мы не установили точное происхождение, но мы предоставили научные сведения правительству, которое затем использовало ряд других источников, чтобы собрать воедино выводы, к которым они пришли.
Но вам в «Портон-Дауне» не удалось установить, что вещество было изготовлено в России?
ГЭРИ ЭЙТКИНХЕД: Как я сказал, наша работа — предъявить научные доказательства того, что именно собой представляет это нервно-паралитическое вещество. Мы установили, что оно принадлежит к этому семейству и имеет военное назначение. Но мы не работаем над поиском места его производства.
Но возможно ли установить, где производилось это вещество?
ГЭРИ ЭЙТКИНХЕД: Это можно установить с помощью различных источников информации, к которым имеет доступ правительство. С нашей точки зрения, научное доказательство — один из этих источников, и требуется ещё определённое количество факторов, чтобы это подтвердить.
Позвольте пояснить, вы в «Портон-Дауне» не можете сказать, откуда взялось это вещество?
ГЭРИ ЭЙТКИНХЕД: На этом этапе с учётом работы, которую мы проделали к настоящему моменту, мы смогли установить, что это вещество является «Новичком» или принадлежит к этому семейству. Мы продолжаем работать, чтобы помочь предоставить дополнительную информацию, которая может помочь нам подобраться ближе к ответу на заданный вами вопрос. Но пока нам это не удалось.
Есть ли у вас антидот? Вы смогли передать антидот, чтобы его ввели Скрипалям?
ГЭРИ ЭЙТКЕНХЕД: К сожалению, это крайне токсичное вещество. Насколько нам известно, антидота, который можно было бы использовать, чтобы устранить эффекты действия газа, не существует. Мы уже дали свои рекомендации больнице и врачам относительно лечения, которое могло бы, по крайней мере, смягчить последствия. Но это крайне токсичное вещество, после воздействия которого нельзя так просто дать пострадавшему что-то для полного восстановления.
А как вы отнеслись к предположению российской стороны о том, что это вещество из «Портон-Дауна»?
ГЭРИ ЭЙТКЕНХЕД: Нет абсолютно никаких шансов, чтобы что-то подобное было взято у нас или покинуло стены нашей лаборатории. В рамках нашей работы мы действительно имеем дело с целым рядом очень токсичных веществ. Мы обеспечиваем самый высокий уровень безопасности в нашей системе управления, нас регулярно проверяет Организация по запрещению химического оружия, чтобы убедиться, что мы действуем в рамках этой системы, и если бы был малейший намёк на то, что имеющиеся у нас вещества покидают наши стены, нам бы не разрешили работать.
Но вы сохраняете контроль над вашими стенами? Что вы скажете о теории о том, что это каким-то образом было британской операцией и вы допустили это?
ГЭРИ ЭЙТКЕНХЕД: Разумеется, это вещество было добыто не в нашем учреждении, поскольку, как я уже сказал, у нас действуют самые высокие стандарты контроля и безопасности, и невозможно, чтобы что-то подобное пришло из «Портон-Дауна».
Это нервно-паралитическое вещество военного класса, для изготовления которого требуются невероятно высокотехнологичные методы, такие, которые, вероятно, могут быть в распоряжении только на уровне властей государств, однако я не готов комментировать, откуда именно оно появилось, это в настоящий момент расследуется.
Дата выхода в эфир 03 апреля 2018 года.