В преддверии встречи с американским президентом лидер Северной Кореи Ким Чен Ын может столкнуться с проблемой — отсутствием воздушного судна, способного совершать дальние перелёты, пишет The Washington Post. Большая часть авиапарка КНДР представлена старыми советскими самолётами, надёжность которых вызывает сомнение у экспертов, отмечает издание.
Ким Чен Ын располагает миллионной армией, коллекцией межконтинентальных баллистических ракет и растущим ядерным арсеналом, которые помогают ему поддерживать образ влиятельного лидера, способного противостоять Дональду Трампу и главе Китая Си Цзиньпину. Но на фоне возможной встречи с американским президентом у «северокорейского диктатора» может не найтись «технического средства, необходимого для честолюбивого мирового переговорщика», — надёжного самолёта, который сможет перевезти его через Тихий океан или Европу без остановки, пишет The Washington Post.
В качестве места возможного саммита двух лидеров многие аналитики называют демилитаризованную зону на границе между Северной и Южной Кореей. Другие указывают на соседний Китай или Россию. Но, по мнению некоторых экспертов, Трамп будет выступать за «более грандиозную обстановку» и настаивать на проведении встречи в США или других странах вне азиатского региона. В результате возникает вопрос: как Ким, который в прошлом месяце впервые со вступления в должность совершил зарубежный визит на бронепоезде, туда доберётся?
Бывший старший аналитик ЦРУ Сью Ми Терри утверждает, что авиапарк КНДР включает только устаревшие машины. «Мы посмеивались над их старыми советскими самолётами», — вспоминает она.
«У них нет воздушного судна, способного преодолеть Тихий океан. Большинство из них очень старые», — соглашается с Терри сотрудник американского аналитического центра 38 North Джозеф Бермудез.
Известно, что у Кима есть советский дальнемагистральный самолёт времён холодной войны Ил-62. Но некоторые аналитики сомневаются в его надёжности из-за возраста и отсутствия регулярных испытаний.
Впрочем, не все эксперты в области авиации согласны с такой оценкой. Британский журналист Чарльз Кеннеди, неоднократно посещавший КНДР, утверждает, что Ил-62 используют главы государств в России, Судане и на Украине.
Кеннеди также напоминает, что у Пхеньяна есть воздушные суда компании «Туполев», которые имеют «превосходные показатели безопасности» и способны совершать международные перелёты. Но он признаёт, что путешествие из Пхеньяна в Лос-Анджелес длиной 5900 миль может стать испытанием для самолёта Кима.
Аналитик Центра стратегических и международных исследований Виктор Ча считает, что на встречу Кима могли бы доставить Южная Корея или Швеция. Но, на его взгляд, для Пхеньяна это был бы конфуз.
Если северокорейский лидер полетит на собственном самолёте и будет вынужден останавливаться для дозаправки, то это также поставит его в неловкое положение, потому что продемонстрирует ограниченность его воздушного судна. Кроме того, сама остановка может стать нетривиальной задачей, учитывая количество стран, которые ввели санкции против КНДР, обращает внимание The Washington Post.
Ранее северокорейская авиакомпания Air Koryo осуществляла рейсы в Африку и Европу, но они были прекращены из-за международных санкций. Теперь перелёты ограничиваются китайскими городами и Владивостоком, который находится примерно в 400 милях от Пхеньяна.
Издание также отмечает, что в прошлом северокорейская авиация уже не раз сталкивалась с техническими трудностями. В 2014-м второй человек в государстве Чхве Рён Хэ был вынужден развернуть свой Ил-62, направляющийся в Москву, из-за неполадок. В 2016-м самолёт Air Koryo совершил вынужденную посадку в китайском Шэньяне после возгорания на борту.
В качестве альтернативы Ким может позаимствовать самолёт у России или Китая. Однако это создаст дополнительные угрозы безопасности с учётом того, что на борту могут оказаться прослушивающие устройства, заключает The Washington Post.