Объём торговли России с другими странами стал меньше после введения западных санкций, однако он не сошёл на нет, отмечает Le Figaro. Торговля сохраняется даже с западными странами, а с Китаем, Индией и Турцией она по ряду показателей достигла рекордных значений.
Главной целью Запада в ответ на российскую спецоперацию в Донбассе было отрезать Россию от мировой финансовой системы с помощью санкций. Однако, как пишет Le Figaro, судя по последним данным, Россия по-прежнему ведёт транзакции со странами ЕС, укрепляет связи с другими партнёрами, которые её действия даже не осуждают.
Символом устойчивости Москвы автор статьи называет её торговый баланс, который достиг новых высот: его сальдо в марте сразу после начала российской спецоперации составило плюс $36,6 млрд. Затем он стабилизировался на уровне, близком к уровню конца 2021 года.
Во многом так получилось благодаря ценам на сырьё, в частности на газ и нефть. Ведь западные страны до сих пор так и не отказались полностью от российских поставок. Так, в октябре 2022 года почти половина российского экспорта сырья приходилась на страны ЕС. Если посчитать поставки газа, нефти и угля, то сумма, выплаченная России странами ЕС за период с марта по октябрь, достигает $106 млрд.
К тому же у России значительно вырос экспорт в Китай, Турцию и особенно в Индию. Индия фактически в пять раз увеличила закупку российских углеводородов. В ноябре Москва и вовсе стала главным поставщиком нефти в Индию.
Эксперты предупреждают, что долго такая тенденция не продлится, мировая экономика замедляется, и это значит, что в 2023 году цены на сырьё снизятся. Развивающиеся страны будут покупать российскую нефть по сниженной цене, предполагают они.
Похожая тенденция у России и с другими видами товаров — экспорт на Запад значительно сократился: -62% — в ЕС, -72% — в США, -99% — в Великобританию. Зато Китай и Индия, наоборот, стали покупать у Москвы больше. Интересная позиция у Турции: она остаётся членом НАТО, но не применяет санкции к Кремлю и увеличивает объём экспорта из России.
Та же тенденция наблюдается и в случае с российским импортом. Первое время после начала спецоперации с ним были сложности, поскольку российские компании столкнулись с трудностями при оплате, с сокращением деятельности иностранных компаний на российском рынке и с резкой девальвацией рубля. Но затем российский импорт вернулся на дофевральский уровень, и теперь Китай заменил собой Европу в качестве главного поставщика Москвы.
Кроме того, когда санкции стали понятнее, отчасти возобновились и некоторые виды деятельности. В итоге на октябрь 2022 года российский импорт из 34 главных стран составил $14,2 млрд, тогда как годом ранее он составлял $17,7 млрд. Это, конечно, снижение, отмечают эксперты, но всё же далеко не такое критическое. «Это скорее перестройка российской торговли», — уточняет экономист Агата Демаре.
В итоге эксперты считают, что санкции хорошо работают только в одной сфере — технологиях. Причём специалисты отмечают, что они сказываются на технологиях как военного, так и гражданского значения. Так, в Россию перестали поставлять полупроводники, необходимые для информационных технологий. Россия перешла на китайские аналоги, но автор статьи пишет, что они менее производительны. Также санкции мешают России разрабатывать новые месторождения углеводородов в Арктике. «Так что они не так уж и бесполезны», — делает вывод автор статьи Le Figaro.