В современном мире отсутствие сильных лидеров становится очевидным именно в тот момент, когда человечество нуждается в них, как никогда прежде. Как пишет автор The Wall Street Journal, выдающийся дипломат, бывший госсекретарь США Генри Киссинджер видит ситуацию как раз такой и переживает, что в результате под угрозой может оказаться вся цивилизация.
Отсутствие мировых лидеров становится очевидным именно в тот момент, когда человечество нуждается в них, как никогда прежде. Как пишет автор The Wall Street Journal, Генри Киссинджер видит ситуацию как раз такой и переживает, что в результате под угрозой может оказаться вся цивилизация.
В своей первой книге 1957 года «Мир восстановлен» Киссинджер изложил ряд идей, которые по сей день доминируют в его мировоззрении. Он считает, что в любой конкретный момент времени сложную архитектуру жизнеспособного мирового порядка понимает лишь горстка людей, а ещё меньшее их количество могут стать лидерами, необходимыми для создания, защиты и реформирования хрупких международных рамок, благодаря которым возможен хотя бы частичный мир.
Но успешному лидеру недостаточно просто понимать международную систему. Киссинджер сетует на огромную пропасть между миром, который хотят видеть граждане любой отдельно взятой страны, и реальностью. Мир не может быть таким китаецентричным, каким его хочет видеть китайская общественность, таким демократичным и просвещённым, каким хотели бы его видеть американцы, таким исламским, как хотели бы многие мусульмане, таким чутким к проблемам развития, как хотят некоторые африканские и латиноамериканские страны, или таким восхищённым французским величием или британским моральным лидерством, как хотят жители этих стран.
В последней книге под названием «Лидерство: шесть исследований в области мировой стратегии» Киссинджер выделяет шесть лидеров (Германия — Конрад Аденауэр, Франция — Шарль де Голль, США — Ричард Никсон, Египет — Анвар Садат, Великобритания — Маргарет Тэтчер, Сингапур — Ли Куан Ю), которые добились больших успехов как внутри своих государств, так и за их пределами. Однако, считает автор статьи, данная книга нацелена не на прошлое, а на будущее.
Киссинджер подчеркнул, что опасается исчезновения тех исключительных условий, что способствовали появлению вышеперечисленных деятелей. Все шестеро не являются выходцами из высшего общества. Они выросли в простых семьях среднего класса и понимали, каким мир видит простой народ. Получив образование в меритократических университетах, они оказались психологически, интеллектуально и культурно готовы к эффективной и дисциплинированной работе на национальном и международном уровнях.
Киссинджер задаётся вопросом, не разрушается ли сейчас этот конвейер, не стали ли элитные высшие учебные заведения относится к студентам менее строго и цела ли культура «глубокой грамотности», столь необходимая для взращивания лидерских качеств в новых поколениях. Но речь не просто о том, что политкорректные профессора упрощают процесс образования, а левые идеологи исключают из него сложные и нетипичные идеи. Речь о том, выдержат ли глубина и строгость классической науки натиск визуализированной культуры и снижение продолжительности концентрации внимания, во благо которого трудятся электронные СМИ.
Киссинджер предупреждает, что сегодня вопросы миропорядка стоят всё острее. Соперничество великих держав усиливается, от Китая проблем стало больше, чем когда-либо было от СССР, а международное доверие ослабевает по мере возрастания рисков глобального конфликта. Киссинджер считает, что сейчас мы особенно нуждаемся в мудрости, но найти её не так легко.
«С этим трудно не согласиться. Нынешний американский дискурс — касаемо как внутренней, так и внешней политики — часто ограничивается бесплодной конкуренцией между стадом технократов и демагогами-популистами с их поверхностными лозунгами. Генри Киссинджер полагает, что нужно добиваться большего. Боюсь, он прав, и надеюсь, что его последняя книга придётся по душе той широкой читательской аудитории, которую она заслуживает», — заключает автор материала.