Военные по всему миру следят за ходом боевых действий на Украине, наблюдая за испытанием технологий, важность которых возрастёт в будущих конфликтах, пишет The Washington Post. По словам Бута, в военных действиях на Украине всё более важную роль играют передовые технологии, например беспилотники и спутники, однако их влияние преувеличивать не стоит, так как важно, кто сможет использовать их более эффективно.
Для конфликта на Украине — крупнейшего в Европе с 1945 года — характерно причудливое сочетание старых и новых технологий и тактик, пишет обозреватель The Washington Post Макс Бут. Если артиллерийские дуэли, минные поля и окопная война хорошо знакомы военным ещё со времён Первой мировой войны, то ведение артиллерийских обстрелов с беспилотников и их корректировку на планшетах, подключённых через спутник к интернету, без сомнения, можно назвать новшеством.
Военные всего мира внимательно следят за ходом боевых действий, чтобы получить представление о том, что собой представляет война XXI века, понимая, что наблюдают за испытанием технологий, которые станут более распространёнными и важными в будущих конфликтах.
«Мы изучаем не только Украину, но и Индо-Тихоокеанский регион, а также то, что происходит с такими технологиями, как искусственный интеллект и машинное обучение, — заявил генерал Джеймс Рейни, который руководит Командованием перспективных разработок Сухопутных войск армии США. — Главное — понять, что не изменится, а что меняется коренным образом, и как применить эти знания».
Трудно делать выводы, пока конфликт продолжается и обе стороны заинтересованы в том, чтобы держать в секрете информацию о потерях, расходе боеприпасов и других важных показателях. Как полагает Бут, это позволяет объяснить значительный разброс мнений военных аналитиков относительно конфликта и его уроков.
Так, по мнению профессора международных отношений Колумбийского университета Стивена Биддла, военные действия на Украине характеризуются скорее тактической преемственностью, чем изменениями. По его словам, конфликт показывает, что век индустриальных войн ещё не прошёл. Странам по-прежнему необходимо большое количество артиллерии, танков и других старых видов вооружений, что стало тревожным звоночком для западных стран, которые в последние годы не производят достаточного количества артиллерийских боеприпасов и других видов вооружений.
В то же время украинский конфликт показал, насколько ограничены возможности массового ведения боевых действий: если бы для победы было достаточно большого количества войск и танков, Россия давно бы взяла Киев, утверждает обозреватель The Washington Post.
Другие аналитики полагают, что происходят революционные изменения, на которые указывает прежде всего широкое применение беспилотников в конфликте на Украине. «Вполне возможно, что однажды мы будем смотреть на войну на Украине и беспилотные системы примерно так же, как история смотрит на гражданскую войну в Испании 1930-х годов — как на своеобразный полигон в преддверии блицкрига», — отмечает старший научный сотрудник аналитического центра New America Питер Уоррен Сингер.
По данным британского аналитического центра Royal United Services Institute, Украина теряет около 10 тыс. беспилотников в месяц. Однако они сравнительно недорогие — их стоимость обычно составляет тысячи или десятки тысяч долларов. Уже появляются целые «рои беспилотников», и в будущем, вероятно, их станет ещё больше, учитывая, что множество стран, в том числе Китай и США, массово производят сложные автономные системы. Технологии беспилотных летательных аппаратов развиваются сегодня так же стремительно, как и самолёты во время Первой мировой войны. По мнению экспертов, в конечном счёте переломным моментом станут беспилотники с искусственным интеллектом.
Космические операции также вносят существенный вклад в ход военных действий. Обе стороны используют для наблюдения за полем боя снимки со спутников. Они позволяют получить более широкую картину и заглянуть далеко за линию фронта. У украинцев нет собственных спутников, но у них есть доступ к снимкам американской разведки, а также к коммерческим спутниковым снимкам.
Впрочем, автор статьи призывает не преувеличивать влияние передовых технологий. Конфликт на Украине во многом остаётся старомодным. Многие высокотехнологичные разработки, такие как искусственный интеллект, гиперзвук и кибервойска, практически не оказывают на него влияния, а пилотируемая авиация не играет особой роли во многом благодаря серьёзной противовоздушной обороне как у России, так и у Украины.
Более того, вне зависимости от того, насколько широкое распространение получили беспилотники, человеческий фактор по-прежнему будет играть главную роль в военных действиях. На Украине беспилотники есть у обеих сторон — вопрос в том, кто сможет использовать их более эффективно. Сами по себе технологии редко дают длительное преимущество — важно то, насколько успешно военные создают стратегии использования новых технологий и обучают их управлению, пишет Макс Бут в своей статье для The Washington Post.