Несмотря на беспрецедентные западные санкции, с начала конфликта на Украине российской оборонной промышленности удалось значительно расширить производство, сообщает Frankfurter Allgemeine со ссылкой на правительства Германии и Украины, а также британских и немецких учёных. Особенно быстро растёт производство танков, боеприпасов, ракет и беспилотников. По оценкам исследователей, лазейки в санкциях позволяют России импортировать товары для нужд оборонной промышленности почти в том же объёме, что и до начала конфликта.
Несмотря на беспрецедентные западные санкции, России удалось значительно нарастить производство вооружений с начала конфликта на Украине, пишет Frankfurter Allgemeine. Это подтверждают представители правительств Германии и Украины, а также учёные из Германии и Великобритании.
Министерство иностранных дел Германии сообщило изданию, что с конца 2022 года наблюдается «существенный рост государственных расходов России на оборонное производство».
Так считают и американские правительственные чиновники. По данным газеты The New York Times, в настоящее время Россия производит 200 танков в месяц, что в два раза больше, чем до начала конфликта на Украине. Производство артиллерийских снарядов увеличилось до 2 млн единиц в год, что также вдвое превышает довоенный уровень. Это больше боеприпасов, чем в настоящее время производят США и Европа, вместе взятые.
Джулиан Купер, почётный директор Центра исследований России и Восточной Европы при Бирмингемском университете, заявил, что в России растёт производство основных боевых танков, другой бронетехники, боеприпасов, ракет, беспилотников и некоторых типов боевых самолётов. Что касается основных боевых танков, то старые модели также модернизируются и возвращаются на вооружение. По его словам, рост производства вооружений наблюдался прежде всего летом и осенью прошлого года.
По мнению Купера, западные санкции имеют слишком много лазеек, чтобы серьёзно помешать этому росту. По оценкам исследователя, Россия сейчас импортирует подсанкционные товары для нужд оборонной промышленности почти в том же объёме, что и до начала конфликта. Большинство комплектующих для военной техники из Европы и США попадают в Россию «окольными путями», например через «конечного поставщика» — Китай.
Для расширения военного производства России нужны не только технологии, но и деньги. Поэтому союзники Украины в G7 и ЕС попытались перекрыть финансовые источники Москвы и с этой целью ввели потолок цен на морские поставки нефти в размере не более $60 за баррель.
Изначально потолок цен на нефть являлся «вполне эффективным инструментом сокращения бюджетных поступлений», однако в последнее время Россия научилась обходить установленные Западом препятствия. По данным украиских источников, в период с февраля по август 2023 года ежемесячные доходы России от продажи нефти и газа увеличились с $12,1 млрд до $17,1 млрд. В этом ей прежде всего помогла Индия. По данным брюссельского аналитического центра Bruegel, эта страна заменила Европу в качестве основного покупателя российской нефти после введения санкций. Вторым по величине импортёром стал Китай.
Факт остаётся фактом: российская экономика, судя по всему, пока способна справляться с западными санкциями. «Китай и Индия помогают Москве сохранить доступ к западным технологиям и обеспечивают ей возможность за них платить, а Саудовская Аравия сокращает добычу нефти, чем провоцирует рост цен на мировом рынке. Это помогает», — отмечает издание.
Международный валютный фонд ожидает, что в следующем году российская экономика вырастет на 1,3%. Поэтому, предполагает Янис Клюге из немецкого фонда «Наука и политика», в долгосрочной перспективе России «удастся ещё больше расширить производство вооружений», передаёт Frankfurter Allgemeine.