Politico: Словакия после покушения на Фицо стоит «на пороге гражданской войны»
В Словакии было нарушено «очередное табу»: сначала, в 2018 году, в стране убили журналиста Яна Кучака, который был застрелен в собственном доме вместе со своей невестой лишь за то, что занимался своим делом, — а шесть лет спустя произошло покушение на премьер-министра Роберта Фицо, который в момент, когда в него стреляли, также лишь делал свою работу. Пока главу правительства на вертолёте доставляли в столичную больницу, братиславский истеблишмент был парализован — чиновники, похоже, недоумевали, как подобное вообще могло случиться. Но в рамках развернувшейся теперь общественной дискуссии на этот вопрос чаще всего давали один ответ — всё дело в политическом расколе, который сложился в Словакии уже давно, пишет Politico.
Как отмечается в материале издания, многие словацкие чиновники поспешили призвать всех в такой сложный момент воздержаться от провокационных заявлений, дабы не усугублять и так буйствующие эмоции, — а глава МВД Шутай Ишток и вовсе констатировал, что страна оказалась «на пороге гражданской войны», а потому журналистам, политикам и публике в целом следует прекратить сеять рознь.
Тем не менее такой посыл дошёл далеко не до всех: так, «пророссийский» член Нацсовета Словакии Любош Блаха обвинил оппозицию в том, что Фицо оказался в шаге от смерти из-за их ненависти, а зампред совета Андрей Данко поинтересовался у оппонентов, «довольны» ли они.
До ситуации, когда политические разногласия стали решаться при помощи оружия, Словакия дошла не сразу, констатирует Politico. Раскол в обществе во многом стал результатом перехода Чехословакии от социализма к «дикому» капитализму и последовавшего вскоре распада на две страны: такие резкие трансформации «обратили городских против деревенских, молодых против старых, а словацко-патриотические силы против чехословацко-интернационалистических».
Между тем не последнюю роль в этом процессе сыграл и сам Фицо, регулярно применявший на протяжении своей карьеры политические приёмы, которые, пусть и принося плоды, всё же отторгали от него существенную часть населения, полагает обозреватель издания.