Отец Ассанжа: Великобритания больше не является государством, соблюдающим нормы международного права
RT: Почему шведская прокуратура, предъявившая Джулиану Ассанжу обвинения в сексуальном насилии, рассматривала доводы только одной стороны? Почему не отправили кого-то в посольство Эквадора, чтобы допросить Джулиана, который находится там уже почти 4 года?
Джон Шиптон: Да, это очень странно. Своими действиями прокуратура Швеции поставила под сомнение всю систему правосудия этой страны. Эта система даже позволяет бросить вас в тюрьму без права на апелляцию и без серьёзных оснований. Кроме того, в европейском ордере, на основании которого арестовали Джулиана, изменилась формулировка. В выданном прокуратурой ордере говорилось, что его просто вызывают на допрос: «Мы хотим задать вам несколько вопросов». Джулиан пришёл на допрос до своего отъезда из Швеции. И получил разрешение прокурора покинуть Швецию. Хотел бы также заметить, что главный прокурор Стокгольма Эва Финне сняла с Джулиана обвинения по делу об изнасиловании — так что не было необходимости его допрашивать. Всё это дискредитирует шведскую систему правосудия в глазах Европы.
RT: Если всё же Джулиана арестуют, когда он покинет территорию посольства, что тогда? Каков будет следующий шаг?
Дж.Ш.: Этого я не знаю. Но могу сказать, что в 1975 году Австралия выступила на Генеральной Ассамблее ООН с предложением зафиксировать в международном праве основные принципы предоставления дипломатического убежища. Австралия лидировала в процессе формирования норм и статей международного права в вопросе предоставления убежища. То, что британские власти сочли возможным игнорировать международное право, само по себе возмутительно. Британские власти и австралийские дипломаты должны будут поменять свою позицию, чтобы Джулиан мог выйти на свободу. Великобритания больше не воспринимается как государство, соблюдающее нормы международного права и свои обязательства.
RT: Если бы Вы оказались лицом к лицу с кем-либо из представителей британского правительства — а оно уже заявило, что проигнорирует принятое решение, так как оно, по их мнению, не имеет юридически обязательной силы, — что бы Вы ему сказали?
Дж.Ш.: Я бы им напомнил, что Лондон — это международный финансовый центр, где подписывается очень много важных контрактов. И именно чёткое и справедливое юридическое сопровождение контрактов делает Лондон одним из лидеров финансового мира. Судя по результатам британских расследований — опубликованного несколько недель назад доклада Оуэна, расследования Хаттона и решения лорда Филлипса по делу Джулиана — не стоит ожидать справедливых решений от британской Фемиды, если контракты подписываются в Лондоне и вообще в Великобритании. Это серьёзная проблема для Лондона, который является крупнейшим не только финансовым, но и дипломатическим центром вот уже триста лет. Им надо немедленно эту проблему решать.