Эксперты в интервью RT: Плана Б по разрешению кризиса в Сирии не существует
- РИА Новости
22 февраля Россия и США договорились о прекращении боевых действий между оппозицией и правительственными войсками на территории Сирии. Перемирие не затрагивает террористические организации, «Исламское государство» и «Фронт ан-Нусра». При этом США допустили возможность разделения Сирии в качестве плана Б, если переговорный процесс будет сорван, а перемирие нарушено.
Научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин уверен, что наличие альтернативных сценариев развития событий – не более чем пустые угрозы
«Я думаю, что плана Б нет. В словах Керри я увидел угрозу в адрес всех сторон, включая Россию: если сирийское правительство не примет план, то случится что-то ужасное. Но я думаю, что ничего не случится, потому что худшая вещь, которая может произойти, — это наземная операция США. Америка к этому не готова. Я абсолютно уверен, что Обама завершит президентский срок, никуда не вторгаясь. Разделение Сирии — обычная спекуляция, это не касается США. Сирия была разделена в 1920-е годы французскими колониалистами на пять государств, к нынешней ситуации это отношения не имеет. Единственный регион, который претендует на автономию, — курдский на северо-востоке страны, но сирийцы не хотят разделения и выступают за единую страну», — заявил Наумкин в интервью RT.
Он добавил, что проблема борьбы с террористами также остаётся на повестке дня.
«Террористы используют перемирие в качестве возможности перегруппироваться и перевооружиться. Будет тяжело определить, какие районы контролируются боевиками в том случае, если будет снята осада некоторых городов. У России и США есть соглашение об обмене данными о нахождении террористических групп, но это сложный процесс, так как террористы пытаются смешаться с местным населением и постоянно передвигаются с места на место», — подчеркнул эксперт.
Директор института «Восток-Запад» Мустафа Тлили считает, что соблюдение перемирия должно контролироваться комплексно
«Я думаю, что необходимо создать корпус наблюдателей, который будет сообщать объективные данные, соблюдается перемирие или нет. Он должен быть признан всеми сторонами и сообщать о случаях нарушения режима прекращения огня. В состав наблюдателей должны войти в первую очередь представители России и США, а также делегаты ООН. Не думаю, что соблюдение перемирия возможно без вмешательства Совбеза ООН. Необходимо, чтобы Совбез полностью одобрял процесс и контролировал его легитимность», — пояснил RT Тлили.
Абдалла аль-Дардари, находившийся на посту заместителя премьер-министра Сирии с 2005 по 2011 годы, ныне – ведущий специалист экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии полагает, что соглашение между РФ и США вполне может стать эффективным выходом из ситуации
«Давайте не будем забывать, что мы находимся в состоянии конфликта уже пять лет и страну отчасти можно назвать фрагментированной. Центральная власть контролирует менее 50% территории. Говорить о плане Б очень сложно. Нам сейчас нужно сосредоточиться на соглашении Москвы и Вашингтона. Это — выход из сложившейся ситуации, оно готовит почву для выполнения резолюции 2254 (включающей в себя проект мирного урегулирования в Сирии. — RT). Честно говоря, мы потеряли пять лет современной истории Сирии и где-то на 40 лет отстали в социально-экономическом развитии, поэтому надо сосредоточиться на движении вперёд и прекращении кровопролития», — отметил аль-Дардари.
Также он считает, что перемирие может создать условия для начала политических изменений в САР.
«Перемирие начинается завтра. Выполнение договорённостей станет отличной проверкой их жизнеспособности. Давайте подождём и посмотрим. Я бы сказал, что соглашение между Россией и США — хорошее начало. Одно из его условий — постоянный мониторинг ситуации. Оно также подразумевает адекватный ответ в том случае, если стороны не будут соблюдать перемирие. Необходимо проводить эффективный мониторинг, чтобы убедиться в его выполнении. Самое главное — это позволит подготовить почву для начала политического процесса в Сирии», — добавил эксперт в комментарии для RT.
Фёдор Лукьянов, директор по научной работе дискуссионного клуба «Валдай», рассказал RT, что считает разделение Сирии худшим из возможных сценариев
«По моему мнению, плана Б не существует. Разделение Сирии — не план Б, это может стать лишь последствием тех событий, которые происходят на территории страны сейчас. Даже если перемирие сработает, есть ещё один серьёзный вызов — как вернуться к мирной жизни. Я сомневаюсь, что это будет просто», — сказал он.
Кроме того, эксперт отметил, что переговорный процесс в любом случае будет крайне сложным.
«В ситуации, когда уровень доверия между сторонами (а их в конфликте не две, не три и даже не пять) практически нулевой, чтобы достичь каких-то результатов, необходим очень сложный переговорный процесс с механизмами проверки, иначе ничего не получится. Я бы не стал исключать, что фактическое (но не юридическое) разделение Сирии — возможность, которую будут обсуждать некоторые участники переговоров. В качестве примера может быть взято Дейтонское соглашение (договор, положившей конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине в 1995 году. — RT). В идеальном мире это было бы очень плохо — все знают, что Босния стала практически недееспособной страной. Но в реальной жизни более удачного варианта достигнуть будет непросто. В любом случае останется Сирия единым государством или будет разделена, — решение должно быть согласовано со всеми сторонами. Если случится худшее, то процесс должен быть цивилизованным. Однако на Ближнем Востоке тяжело надеяться на наилучшее разрешение вопроса», — считает Лукьянов.