Немецкий галерист по дешёвке скупал ценные картины для нацистов, обманывая союзников
- AFP
История началась в разгар Первой мировой войны. В это время Гильдебрант Гурлитт доблестно нёс службу в качестве пехотного офицера и был трижды ранен. После окончания войны он поступил в университет в своём родном городе Дрездене, чтобы изучать историю искусств. Там он получил докторскую степень и в 1925 году стал директором городской галереи в городе Цвиккау недалеко от Лейпцига. В Цвиккау он быстро приобрёл хорошую репутацию и превратился в покровителя современных художников.
Однако в 1930 году Гурлитт потерял эту должность из-за своего еврейского происхождения и продвижения «дегенеративного искусства», этот термин использовали нацисты для обозначения авангардного искусства. Об этом Гильдебрант Гурлитт сам рассказал на допросе, который ему устроили в 1945 году американцы. Однако известно, что нацисты пришли к власти в Германии только в 1933 году, хотя и раньше пытались укрепить своё влияние в городе Цвиккау. Поэтому многие эксперты полагают, что на допросе Гильдебрант Гурлитт солгал.
Искусствовед утверждал, что неприязнь к Гитлеру стоила ему и поста главы Ассоциации искусств в Гамбурге. «Меня сняли с должности в 1933 году из-за моих антигитлеровских настроений. На меня написали донос, потому что на галерее был отпилен флагшток, чтобы не показывать флаг со свастикой», - рассказал на допросе Гильдебрант Гурлитт. Это также может оказаться неправдой. Однако известно, что именно в это время Гильдебрант Гурлитт начал собирать свою коллекцию.
Гурлитт показывал произведения искусства в частной галерее в Гамбурге. Туда приходили такие известные люди того времени, как драматург Самюэль Беккет. Однако после того, как Адольф Гитлер пришёл к власти в Германии, для искусства настали нелёгкие времена. Фюрер, возможно, из-за того, что сам потерпел неудачу в живописи, считал современное искусство «дегенеративным». Главным ударом по современному искусству стала выставка 1937 года, где были представлены около 650 произведений, конфискованных в 32 музеях Германии.
Несмотря на то, что нацисты не признавали современное искусство, они использовали его с выгодой для рейха. Картины продавались по всему миру, а вырученные деньги шли на производство танков и оружия. Одним из продавцов, предположительно, был и Гильдебрант Гурлитт. Эксперты полагают, что он не только продавал картины, но и покупал произведения искусства за бесценок у лиц еврейской национальности, в том числе и для своей частной коллекции, которую он потом, по его словам, завещал сыну.
Состояние Гурлитта за годы Второй мировой войны увеличилось с 45 тыс. до 200 тыс. рейхсмарок. Однако когда Гильдебрант Гурлитт вернулся в разрушенную советскими войсками Германию, встал вопрос о том, как сохранить его коллекцию. По его словам, ему пришлось предпринять рискованное путешествие из пригорода Дрездена на юго-запад страны.
В небольшом городке Ашбах (Aschbach) Гильдебрант Гурлитт скрывался до 1945 года, пока его не задержали американские военные. Солдатам удалось изъять 139 полотен, включая Пикассо, Шагала и Дега. Однако коллекция Гурлитта оказалась гораздо больше.
4 ноября 2013 года сотрудники налоговой службы Германии обыскали дом его сына - Корнелиуса Гурлитта, который подозревался в уклонении от уплаты налогов. В комнатах его дома под Мюнхеном было обнаружено 1,5 тыс. картин, исчезнувших после прихода нацистов к власти. Среди них работы таких мастеров, как Ханс Кристоф, Макс Либерман, Антонио Каналетто, Вильгельм Лахнитт и других.