Сергей Лавров: Нужно, чтобы каждый регион Украины имел возможность напрямую выбирать своё руководство
В рамках саммита по ядерной безопасности в Гааге глава МИД России Сергей Лавров беседовал с исполняющим обязанности министра иностранных дел Украины Андреем Дещицей. По словам Лаврова, он согласился на встречу, чтобы напрямую донести до представителей нынешних украинских властей свои взгляды на преодоление украинского кризиса. Лавров отметил, что этот кризис вызван неспособностью Киева наладить общенациональный диалог, в ходе которого интересы юга и востока Украины были бы в полной мере учтены.
Лавров вновь напомнил киевским властям о необходимости выполнить условия соглашения от 21 февраля, подписанного Януковичем, Яценюком, Тягнибоком и Кличко и заверенного министрами иностранных дел Франции, Германии и Польши. «Прежде всего, речь идёт о наведении элементарного порядка на улицах, в городах, о сдаче незаконного оружия, освобождении незаконно захваченных зданий, разблокировании улиц и площадей», - отметил министр.
Он добавил, что вслед за этими шагами следует немедленно начать конституционный процесс, в частности приступить к конституционной реформе. Для её успеха необходимо обеспечить участие в этом процессе всех политических сил и всех без исключения регионов. Лавров вновь подчеркнул, что проблемы не могут быть решены без общего согласия о введении федеративного устройства Украины. По мнению Лаврова, нужно, чтобы каждый регион имел возможность напрямую выбирать свое руководство, законодательную власть и губернаторов и имел права на общение с областями соседнего государства, будь то Польша, Литва или Россия. «Как показывает практика, унитарное государство на Украине не работает», - отметил министр. В то же время он напомнил, что федерализация – это путь к тому, чтобы каждый регион чувствовал себя комфортно, ощущал, что его права защищены. По словам Лаврова, если украинские власти будут по-прежнему игнорировать русских, включая русский язык, то «из конституционной реформы, которая в каких-то формах, вроде, началась, ничего толкового не получится».
Двойные стандарты Запада по ситуации в Киеве и в Крыму Министр также напомнил, что, когда начались протесты на Майдане и туда быстро подтянулись боевики «Правого сектора», Россия предостерегала западные страны от поддержки этих процессов. Но Запад, по словам Лаврова, отвечал достаточно невнятно, называя протесты «законными проявлениями гражданской позиции». Хотя было очевидно, что акции принимают откровенно антиконституционный характер. В итоге Запад заявил, что «произошла революция» и «сложилась реальность, которую надо признавать». При этом Лавров подчеркнул, что на Западе до сих пор звучат слова о необходимости пересмотра ситуации в Крыму. По словам министра, даже если абстрагироваться от сопоставления законности переворота на Майдане и референдума на полуострове, то утверждения, что «на Майдане произошла реальность, а события в Крыму реальностью признать нельзя», с дипломатической точки зрения не выдерживают никакой критики. «Это просто нечистоплотный подход», - подытожил министр.
Снайперы и «Правый сектор» Отвечая на вопрос о причастности лидеров украинской националистической организации «Правый сектор» к координации действий снайперов на Майдане, Лавров отметил, что у России есть данные, подтверждающие эти факты. «Мы поделились нашими опасениями и подозрениями. Я не могу утверждать на 100%, но есть очень много фактов, которые указывают на это. Конечно, нужно перепроверять. Надеюсь, что расследование, о котором нынешние украинские лидеры объявили, будет доведено до конца и не будет «заметено под ковер», - отметил Лавров.
Законность референдума 16 марта Сергей Лавров отметил, что референдум по Крыму был не «дипломатическим», а государственным, принципиальным шагом. «Это было связано с вопросом, который не может зависеть от позитивного, негативного или иного отношения государств, не имеющих к этому никакого касательства», - подчеркнул министр. Он заявил, что, после того как волеизъявление крымчан однозначно показало их желание быть в России, другого выбора не было. «Мы не могли предать интересы русских и крымчан, которые на основе предельно демократичной, открытой, транспарентной процедуры высказали свою волю», - добавил Лавров.
«Этот выбор, который нами в итоге был сделан, продиктован всей историей нашей сегодняшней жизни, международным правом, российской государственностью, нашей ответственностью за судьбы тех русских, которые оказались в одночасье за границей», - отметил министр.
Вопрос санкций По словам Лаврова, западные коллеги, долгие годы создававшие условия, чтобы «оторвать» Украину от России, поняли, что совершили ошибку. Они по сути предприняли действия, которые подрывают все договоренности, достигнутые после распада СССР. Однако признать этого они не могли. «Все санкционные рефлексы, которые мы сейчас наблюдаем, напоминают стремление проявить свою обиду максимально в приличных формах», - отметил Лавров. «Нам от этого радости мало, но и болезненных ощущений мы не испытываем, - заявил министр, говоря о санкциях Запада. - Мы переживали и не такие времена».
Он добавил, что у России довольно насыщенная история отношений с западными партнерами в постсоветскую эпоху. «Нас приветствовали в демократическом лагере, исходя из того, что мы «возьмём под козырек» и все те правила, которые сформированы Западом, будем неукоснительно выполнять», - отметил министр. По его словам, это не партнёрство, а стремление освоить геополитическую «поляну». Лавров напомнил, что Россия не заплатила ни одной человеческой жизнью, отвечая на законное волеизъявление крымских народов. Цена же, которую американцы платили за свои «игры» в Ираке, Афганистане, Ливии и Югославии, измеряется в тысячах человеческих жизней. В этой связи весьма оскорбительны заявления президента США Барака Обамы о том, что «за всё придётся платить».
Пути выхода Украины из кризиса Лавров также рассказал, что давление, которое оказывалось на некоторые страны при голосовании по резолюции ООН по Крыму, было сильнейшим. Были если не угрозы, то намёки на последствия. «Для меня удивительно, что европейцы отдали на откуп Вашингтону украинскую тему в том, что касается отношений с Россией», - заявил министр. Он сообщил, что сейчас вырабатываются идеи создания контактной группы - структуры, в которой Европа и США будут «приглядывать» за переговорами России с Украиной. По словам Лаврова, это неприемлемо, потому что проблема не в отношениях Киева и Москвы, а в том, что украинское общество испытывает глубокий кризис государственности.
Россия, в свою очередь, предлагает иной подход. Если западные партнёры готовы, то Россия, США и Евросоюз могли бы сформировать группу поддержки Украины и сформулировать общие призывы к тем, кто сейчас у власти в Киеве. Новая конституция Украины должна обеспечить федеративное устройство, обеспечивающее права всех, кто живет в стране. «Мы хотим, чтобы Украина была мирным, стабильным и дружественным государством, при полном уважении её желания сотрудничать с Россией, Европой, США и с кем ей угодно и заблагорассудиться. На этих позициях мы можем многого достичь», - заявил министр.
Вопрос шенгенских виз для крымчан Лавров также прокомментировал заявления ЕС о правилах, согласно которым житель Крыма, если он захочет получить шенгенскую визу, должен будет въехать на Украину и получить её только по украинскому паспорту. Министр назвал это грубейшим нарушением прав человека. Он напомнил, что люди, которые живут в Крыму и выбрали российское гражданство, не имеют никакого отношения к геополитике. Они хотят жить в стране, которая отвечает их культурному и языковому запросу. «Если Евросоюз пойдет на подобные шаги, я убежден, что на это мы ответим так, чтобы ЕС понял неприемлемость грубейшего нарушения прав человека», – отметил министр.