Начистоту: что говорят политики без микрофона
- Reuters
Дэвид Кэмерон: о коррупции
Недавно беседуя с Елизаветой II, архиепископом Кентерберийским и спикером палаты общин Кэмерон назвал Нигерию и Афганистан самыми коррумпированными странами в мире: «Мы сегодня провели очень успешную встречу кабинета министров, говорили о предстоящем антикоррупционном саммите. Приедут нигерийцы, на самом деле, в Британию приедут лидеры некоторых фантастически коррумпированных стран. Нигерия и Афганистан – возможно, две самые коррумпированные страны в мире». А микрофон в это время всё записывал.
Пикантность ситуации добавлял тот факт, что Лондон ждал лидеров обеих стран в гости – на антикоррупционный саммит.
Джон Мейджор: бесславные ублюдки
Своей закулисной речью Кэмерон повторил подвиг одного из своих предшественников на премьерском посту – Джона Мейджора. В 1993 году Мейджор после интервью, не обратив внимания на включённый микрофон, нелестно отозвался о трёх своих министрах-евроскептиках, назвав их «ублюдками». И, войдя в раж, грозился «распять» эту троицу при первой возможности.
Гордон Браун: ищите женщину
Вообще Британии везёт на откровенных премьеров. В 2010 году в ходе предвыборной кампании Гордон Браун встречался с 65-летней Джиллиан Даффи, которая жёстко раскритиковала его экономическую и иммиграционную политику. Сев в машину, Браун бросил: «Это была катастрофа… Чья это была идея встретиться с этой женщиной!... Это невыносимо упёртая баба из тех, что утверждают, будто всегда голосовали за лейбористов». К несчастью, микрофон, транслировавший митинг, оставался включённым. И премьер-министру пришлось извиняться перед избирательницей. Правда, это не спасло лейбористов от поражения.
Принц Чарльз: журналистам с любовью
На острове в карман за словом не лезут даже особы королевской крови. В 2005 году на пресс-конференции принц Чарльз прошёлся по журналистам, которые донимали его вопросами о предстоящей свадьбе с Камиллой. «Как же я всё это ненавижу. Ненавижу всех этих людей», – вполголоса сказал Чарльз, обращаясь к сыновьям – Уильяму и Гарри. Но современные микрофоны очень чутки...
Елизавета II: не грубить
Традицию британской откровенности на днях поддержала Елизавета II. Во время светского раута Её Величество обменялась мнениями с командиром полиции Лондона Люси Д'Орси. Та поведала королеве, что прошлой осенью во время визита Си Цзиньпина в Британию отвечала за безопасность китайской делегации. «Ох, не повезло вам», – посочувствовала Елизавета II и в свою очередь назвала китайских дипломатов грубиянами за их отношение к британскому послу-женщине в КНР. Светский разговор записал официальный оператор Елизаветы II. Видео просочилось в британские СМИ.
Рональд Рейган: ничего, кроме юмора
Англосаксы отличились по обе стороны Атлантики. Самый громкий ляп принадлежит 40-му президенту США. В 1984 году Рональд Рейган во время проверки звука перед радиообращением решил пошутить и едва не поставил мир на грань ядерной катастрофы: «Дорогие соотечественники, американцы, я рад сообщить вам сегодня, что подписал закон, который навсегда запретит Россию. Через пять минут мы начнём бомбёжку». В «империи зла» шутку не поняли, и Белому дому пришлось извиняться.
Джордж Буш-младший: с три короба
По хлёстким высказываниям «без микрофона» лидирует Джордж Буш-младший. Никому из американских президентов за ним не угнаться.
В 2000 году на предвыборном митинге, перебрасываясь словами с будущим вице-президентом Диком Чейни, Буш назвал журналиста газеты The New York Times «большой задницей». И после не подумал извиняться – ведь он простой парень и говорит то, что думает.
Спустя шесть лет на саммите «Большой восьмёрки» в России Буш младший снова отличился. Он поприветствовал Тони Блэра: «Йо, Блэр, как жизнь?» И пожаловался ему на нападения «Хезболлы» на Израиль: «Какая ирония, на самом деле ООН нужно разобраться с Сирией, чтобы та заставила «Хезболлу» прекратить всё это д***мо, и тогда всё закончится». На беду Буша микрофоны были уже включены.
И это не последний перл Буша. В 2008 году экс-президент США во время ланча на саммите всё той же «восьмёрки», но уже в Японии, посочувствовал при включённом микрофоне итальянскому премьеру Сильвио Берлускони: «Я читал, что суды опять за тебя взялись… Они постоянно преследуют тебя».
Обама: двойной капкан
Не отстал от своих коллег и Барак Обама. Его бенефис состоялся в 2011 году в Чикаго во время сбора средств для Демократической партии. После общения с журналистами Обама сообщил в не выключенный микрофон, что эмир Катара шейх Хамад бин Халифа аль-Тани «горячий сторонник и активный поборник демократии на всем Ближнем Востоке. Реформы, реформы, реформы – вы видите это на «Аль-Джазире».
Правда, добавил Обама, сам эмир «не очень-то реформируется. В Катаре нет крупных подвижек в сторону демократии».
Возмущению официального Катара не было предела. Ведь ранее в тот же день Обама встречался с эмиром в Вашингтоне и расхваливал Катар за успехи в «ближневосточной демократии».
Саркози и Обама: синхронно о Нетаньяху
На саммите G20 в 2011 году Обама и Саркози выступили дуэтом. Опять подвела не к месту включённая техника. Аппараты для синхронного перевода сыграли роль «жучков», и журналисты подслушали, как Саркози назвал Нетаньяху лжецом и признался, что не переваривает его. Обама поддержал коллегу: «Тебе он надоел, а мне приходится каждый день иметь с ним дело». Позднее Саркози пришлось объясняться с еврейской общиной.
Жан Кретьен: об американских политиках
В 1997 году, ожидая приезда Клинтона в Мадрид на саммит НАТО, премьер-министр Канады в беседе с премьерами Бельгии и Люксембурга сказал: «В ваших странах и в нашей стране все такие политики сидели бы в тюрьме, потому что американцы продают свои голоса». На этом он не остановился и в шутку предложил начать встречу без президента США. Его слова были записаны одной телевизионной компанией и просочились в прессу. Клинтон обещал разобраться с Кретьеном – на поле для гольфа.
Жак Ширак: о британской и финской кухне
В 2005 году Ширак в беседе с Путиным и Шредером оценил британскую гастрономию: «Единственный вклад британцев в европейское сельское хозяйство – это коровье бешенство. Нельзя доверять таким никудышным поварам. В Британии худшая еда, если не считать Финляндии». Журналисты услышали Ширака и растиражировали его слова, подлив масла в и без того тёплые англо-французские отношения.
Илья Оганджанов