Катастрофа рейса MH 17: что известно о трагедии спустя два года
- РИА Новости
Самолёт Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines разбился в Донецкой области 17 июля 2014 года. На борту лайнера, летевшего из Амстердама в Куала-Лумпур, находилось 283 пассажира и 15 членов экипажа, граждане 10 государств. Международное расследование катастрофы ведёт совместная следственная группа JIT (Joint Investigation Team), в которую входит 12 стран. Среди них Нидерланды, потерявшие 193 своих подданных, Малайзия, лишившаяся 44 граждан, Австралия, паспортами которой на борту обладали 27 человек.
- Reuters
В группу также входят Индонезия (12 жертв катастрофы), Великобритания (10), Германия (4), Бельгия (4), Филиппины (3), Канада (1), Новая Зеландия (1) и США (один из погибших голландцев имел также американское гражданство). Возглавляет JIT Совет по безопасности Нидерландов, получивший на это полномочия от Киева в соответствии с приложением 13 правил ИКАО .
Альтернативные исследования
Независимо от JIT, в нескольких странах начаты собственные расследования. Одной из самых детальных оказалась работа, проделанная концерном ПВО «Алмаз — Антей», российским производителем систем ЗРК «Бук», подпавшим после трагедии под Донецком под западные санкции.
- РИА Новости
Также были проведены несколько частных репортёрских расследований. Свои версии случившегося изложили СNN, BBC Two, журналисты «Новой газеты», корреспонденты Первого канала и НТВ, а также скандально известный ресурс Bellingcat британского блогера Элиота Хиггинса, использующего в своих публикациях данные из соцсетей.
15 июля 2016 года специалисты Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз объявили о проведённом совместно с представителями Министерства юстиции Украины натурном эксперименте для практического исследования технических причин катастрофы Boeing. При этом сам Boeing на экспериментальной площадке отсутствовал. Выводы не огласили, но уверили, что они «станут существенным вкладом в результаты расследования Международной следственной группой».
Докопаться до истины пробовали и частные детективы. В частности, полиция Германии 1 июня провела обыски в доме и банковском сейфе специалиста по сыскной работе Йозефа Реша, который расследовал обстоятельства крушения MH 17 по заказу анонимного клиента. В немецком городе Бад-Швартау и швейцарском Цюрихе правоохранительные органы искали его бумаги.
Анализ провели и ведомственные структуры ряда государств. Так, в феврале 2015 года Минобороны РФ обнародовало имеющиеся у них сведения, касающиеся крушения. С заявлением выступили специалисты ЦРУ и АНБ, представители Службы безопасности Украины, Минобороны ДНР. Казалось бы, информации более чем достаточно. Так почему же произошла авиакатастрофа?
Основные версии крушения
Самолёт разбился в зоне конфликта между украинскими военными и ополченцами Донецкой народной республики. Лайнер был разрушен в результате попадания в него ракеты. Это, пожалуй, два единственных факта, которые никем из специалистов не ставятся под сомнение. В остальном картину произошедшего разные стороны видят по-разному.
Так, согласно докладу по итогам технического расследования JIT от 13 октября 2015 года, самолёт был сбит ракетой серии 9M38 с боевой частью 9Н314М, выпущенной зенитным ракетным комплексом «Бук» из района на востоке Украины. В докладе также отмечается, что в день крушения власти Украины подняли верхнюю планку высоты, разрешённой для полётов гражданской авиации. Причины, по которым это было сделано, авторами исследования остались невыясненными.
- РИА Новости
Эксперты концерна «Алмаз — Антей» согласны, что Boeing был обстрелян из «Бука», но отмечают, что, по их данным, запуск ракеты совершён не из указанного JIT квадрата, а из населённого пункта Зарощенское, на тот момент занятого украинскими военными.
- РИА Новости
В концерне также утверждают, что ракета была старой модификации — с боеголовкой 9Н314, а не 9Н314М, как указано в докладе JIT. По сведениям организации, последняя ракета 9Н314 была выпущена в СССР в 1986 году, модель снята с вооружения в России, но продолжает стоять на вооружении в некоторых странах бывшего Советского Союза. Ресурс её эксплуатации составляет 25 лет.
Второй самолёт в небе
Альтернативную трактовку событий озвучил в интервью газете «Комсомольская правда» 22 декабря 2014 года анонимный свидетель. Он сообщил, что был очевидцем вылета украинских военных самолётов в тот день с боевыми ракетами на борту. Свидетель уточнил, что из восьми самолётов, которые находились на украинской базе, на двух были ракеты «воздух — воздух».
«Во второй половине дня, примерно за час до сбития «Боинга», были подняты в воздух три штурмовика. Конкретно время не помню. Из самолётов один был оснащён такими ракетами. Это был Су-25», — цитирует очевидца «Комсомольская правда».
«Во второй половине дня, примерно за час до сбития «Боинга», были подняты в воздух три штурмовика. Конкретно время не помню. Из самолётов один был оснащён такими ракетами. Это был Су-25», — цитирует очевидца «Комсомольская правда». По его словам, через короткое время на базу вернулся только один самолёт, уже без снарядов.
Имя этого человека позже было раскрыто Следственным комитетом России. «Свидетелем является гражданин Украины Агапов Евгений Владимирович, который проходил военную службу в должности механика авиационного вооружения первой эскадрильи бригады тактической авиации ВВС Украины. И сейчас он продолжает оставаться под госзащитой», — заявил тогда официальный представитель ведомства Владимир Маркин.
Обвинения России
Свидетельство Агапова показалось Вашингтону неубедительным. Согласно заявлениям разведки США, сделанным сразу после катастрофы, малайзийский лайнер был сбит ракетой «земля —воздух». В чём не сошлись американские ведомства, так это в вопросе, кто именно сбил самолёт — пророссийские ополченцы или российские военнослужащие.
В интервью американскому телеканалу CNN госсекретарь США Джон Керри сообщил, что Вашингтон готов раскрыть миру детали произошедшего. «У нас есть фотографии, на которых чётко виден запуск ракеты. Мы знаем её траекторию. Мы знаем, откуда её запустили. Мы знаем конкретное время. И произошло это именно в тот момент, когда авиалайнер исчез с радаров», — уверено заявлял он. Однако никаких снимков впоследствии не было обнародовано.
- Reuters
Ещё дальше зашли в Совете национальной безопасности и обороны Украины. Ведомство опубликовало видео, на котором установка «Бук» без одной ракеты якобы вывозится с территории ДНР на территорию Российской Федерации. В Минобороны РФ усомнились в подлинности записи и предположили, что она представляет собой инсценировку и сделана на территории, контролируемой украинской армией.
Похожий ролик появился на YouTube 3 мая 2016 года. На нём виден перемещающийся по трассе грузовик с погрузочной платформой, на которой расположена конструкция, похожая на зенитно-ракетный комплекс «Бук» с четырьмя ракетами вместо пяти. Ни один стоящий на вооружении комплекс противовоздушной обороны российско-украинскую государственную границу не пересекал, прокомментировали видео в Минобороны России.
Вопросы России к следствию
Между тем за те два года, что ведётся следствие, у России накопилось немало вопросов к международной команде экспертов, ведущей дело. Так, российская сторона не раз выражала своё недовольство медлительностью работы группы и игнорированием данных, предоставляемых Москвой в распоряжение следствия. Свидетелями грубой халатности в работе следственной группы становились и корреспонденты RT. Например, журналисты, снимавшие репортаж в зоне падения малайзийского Boeing, отмечали, что процесс сбора фрагментов самолёта так и не был доведён до конца. По их данным, розыском фрагментов лайнера занимались не уполномоченные лица, а добровольцы. В результате приезда представителей следствия многие улики так и не дождались.
- Reuters
В апреле 2016 года официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала политизированным расследование крушения малайзийского Boeing на Украине, подчеркнув, что эксперты продолжают упорно игнорировать вновь открывающиеся детали и факты. «Невозможно вновь открывающиеся факты не замечать, причём делать это активно. Тогда ни о какой объективности говорить не приходится», — заявила она. Захарова посетовала на то, что в деле о крушении самолёта появляется всё больше сфабрикованной информации.
- AFP
Дошло до того, что обратить внимание на сведения, предоставляемые Россией, попросили экспертов JIT родственники погибших. «США и другие западные страны не лучшего мнения о России. Но меня это не волнует. Мы хотим только правды. Я надеюсь, нам помогут добиться правосудия. Нам нужна помощь и от России, конечно», — заявила в интервью каналу РЕН ТВ Силен Фредерикс, мать молодого человека, погибшего в авиакатастрофе вместе со своей девушкой.
Когда назовут виновных
Результаты уголовного расследования крушения Boeing на Украине 17 июля 2014 года планировали обнародовать в первой половине 2016-го, но позже отложили до осени. Следователи пытаются найти ответ на вопрос, была ли возможность ненамеренного пуска ракеты, кто нажал на кнопку, спровоцировав пуск, и как именно система оружия выбирала цель — автоматически или согласно загруженным кем-то параметрам.
«Я не собираюсь много говорить об этом. Работа продолжается, и я перенаправлю вас к Нидерландам за подробностями», — прокомментировал в марте 2016 года официальный представитель Госдепартамента Джон Кирби.
Нидерланды уточнили, что действительно планируют завершить с уголовной частью осенью, но речь не идёт о публикации доклада после этого — он будет подготовлен, но не опубликован. Результаты расследования подошьют к делу, слушания по которому должны пройти позже в суде или трибунале.
4 июля 2016 года делегация JIT прибыла в Москву. Представитель прокуратуры Нидерландов Вим де Бран сказал, что цель визита — обсудить ход расследования с российской стороной. Заявлений по итогам визита не делалось. «Это информация не для прессы», — подытожил де Бран.
Представитель Генпрокуратуры Александр Куренной тогда уточнил, что его ведомство передало Нидерландам большой объём необходимых для расследования материалов. «Речь идёт о свидетельствах очевидцев, результатах экспериментов, видеосюжетах СМИ», — пояснил он.
После визита международных следователей российская сторона снова выразила свою озабоченность тем, как идёт процесс. «Вынужден констатировать, что передача информации, имеющей отношение к авиакатастрофе, осуществляется на сегодняшний день Следственным комитетом исключительно в одностороннем порядке», — говорится в заявлении представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина. В ведомстве считают, что такая организация расследования существенно его затягивает и может привести к тому, что доклад не будет представлен мировой общественности даже к концу года.
Куда более оптимистично смотрят на ситуацию на Украине. «Я думаю, что в течение осени будут опубликованы уже все отчёты, которые были обещаны. Мы тогда снова сядем в Нью-Йорке и посмотрим, что будем делать дальше», — заявил постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко в интервью изданию «Левый Берег».
С тем, что делать дальше, попытались определиться и на встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и его нидерландского коллеги Марка Рютте в ходе саммита форума «Азия — Европа» (АСЕМ), открывшегося 15 июля в монгольской столице Улан-Батор.
Как заявили в преддверии встречи министров в аппарате российского правительства, Россия готова к откровенному и доверительному разговору — в Москве «заинтересованы не меньше, чем голландская сторона, в установлении причин катастрофы».