Реформа ради формы: громкое убийство выявило провал преобразований в полиции Украины
- Reuters
Двое украинских полицейских — 27-летний Артём Кутушев и 36-летняя Ольга Макаренко — погибли при исполнении своих обязанностей в Днепре. В воскресенье, 25 сентября, в центре города они остановили автомобиль Citroen за проезд на красный свет. Когда полицейские попытались проверить у водителя документы, человек, сидевший за рулём, — предположительно, бывший член батальона «Торнадо» Александр Пугачёв — открыл огонь. Он застрелил Кутушева и смертельно ранил Макаренко, которая скончалась на операционном столе. «До последней минуты мы все были уверены, что её удастся спасти. Ей перелили два литра крови, и если бы не пуля, засевшая в позвоночнике...» — написал на своей странице в Facebook мэр Днепра Борис Филатов.
Остановить преступника попытался водитель местной маршрутки, который заблокировал его автомобиль. Но после нескольких выстрелов он вынужден был отъехать. Филатов уже сообщил, что намерен наградить медалью «Защитник города» смелого днепропетровского водителя Валерия Тимонина. К зданию полиции в Днепре люди и в воскресенье, и в понедельник несли цветы.
Оперативникам понадобилось всего несколько часов, чтобы установить личность преступника. Им оказался скрывавшийся от прокуратуры и в связи с этим находящийся в розыске 33-летний житель Тореза Донецкой области, бывший боец батальона «Торнадо» Александр Пугачёв. В Днепре тут же был объявлен план «Перехват», а бойцы спецподразделения «Альфа» штурмовали квартиру предполагаемого убийцы. Но в результате он был обнаружен в больнице, куда попал из-за ранения в живот: в экс-«торнадовца» успел выстрелить Артём Кутушев.
Врачи провели экстренную операцию. «Состояние его стабильное, врачи сделали всё возможное, чтобы не было больших осложнений. Провели резекцию (удаление части органа. — RT) тонкого кишечника, который был пробит в четырёх местах. Также пуля зацепила печень. Она прошла мимо почки и остановилась около 12-го ребра, откуда её и извлекли», — описал состояние Пугачёва в эфире телеканала «112 Украина» главный врач больницы им. Мечникова Сергей Рыженко. Выписать задержанного планируют примерно через неделю.
Сам предполагаемый преступник опровергает свою причастность к убийству и настаивает на том, что фамилия у него не Пугачёв. У полиции же есть доказательства обратного: к примеру, в больницу экс-торнадовец обратился, используя поддельный паспорт.
В связи с убийством патрульных в Днепре открыты три уголовных производства, сообщила спикер Нацполиции в Днепропетровской области Анна Старчевская в прямом эфире канала «112 Украина». По статье 262 Уголовного кодекса Украины «Похищение, присвоение, вымогательство огнестрельного оружия» предусмотрено лишение свободы на срок от 7 до 15 лет. Такое же наказание преступнику грозит и по статье 115 «Умышленное убийство». Статья 348 «Покушение на жизнь сотрудника правоохранительного органа» предполагает лишение свободы от 9 до 15 лет или пожизненное заключение. Возле больничной палаты, в которой находится подозреваемый, круглосуточно дежурят сотрудники полиции. «Каждый человек, который живёт в нашей стране, должен почувствовать, насколько профессия полицейского важна и насколько ребята каждый день рискуют своей жизнью. Мы должны в них поверить, обязательно. И поверить так, чтобы они тоже поверили, что за ними стоит большая сила нашего государства и общества. Поддерживайте полицейских… Они рискуют жизнями, чтобы охранять правопорядок. Это очень важно», — заявила на брифинге глава Нацполиции Хатия Деканоидзе.
«Торнадо» — скандально известное спецподразделение Министерства внутренних дел, которое было создано в сентябре 2014 года. Его бойцы принимали участие в силовых действиях на востоке Украины. Часть из них имели судимости, в том числе и за совершение тяжких преступлений. В «Торнадо» бойцы перешли из другого батальона — «Шахтёрск», который расформировали из-за множества случаев мародёрства. Такая же участь в июне 2015 года ожидала и «Торнадо». Военная прокуратура расследовала большое количество тяжких преступлений, которые совершили бойцы этого батальона. Речь идёт о насилии, грабежах, незаконном задержании людей. Видео со словами свидетелей их преступлений и некоторые фото пострадавших впечатлительным людям лучше не смотреть. В итоге 12 человек, включая бывшего командира батальона Руслана Онищенко и его заместителя Николая Цукура, задержаны. Дело рассматривается в Оболонском районном суде Киева, перед зданием которого регулярно происходят стычки. На закрытых заседаниях обвиняемые ведут себя вызывающе и угрожают суду.
Опубликованное видео убийства полицейских заставило некоторых экспертов прийти к выводу, что правоохранители были не готовы к противостоянию с вооружённым противником. «Мне кажется, девочка-патрульный растерялась, испугалась и не стреляла. Тот вначале выстрелил в патрульную. А потом хладнокровно расстрелял парня-полицейского», — цитирует слова водителя маршрутки Валерия Тимонина днепропетровский интернет-портал 056.ua.
Реформа полиции началась более года назад в столице Украины, вскоре охватив и регионы. Новые правоохранители прошли жёсткий отбор: большинство пришедших на службу — люди с высшим образованием. В первые месяцы работы заступивших на службу полицейских рестораторы приглашали бесплатно выпить чашку чая или кофе, а видео, где работники правопорядка переводили через дорогу старушек, помогали разыскивать детей или успокаивали малышей на игровых площадках, вызывали умиление у интернет-пользователей.
Спустя год всё чаще стали появляться сообщения о проблемах с новой полицией, которую возглавляет Хатия Деканоидзе. Например, свыше половины автомобилей полиции разбиты, а в критических случаях полицейские не всегда могут справиться с ситуацией. Одно из последних доказательств — конфликт в центре Николаева, когда пьяные «мажоры» на глазах правоохранителей напали на людей, а затем покинули место происшествия на своём автомобиле. Полицейские в итоге были уволены.
Полиции пока не удаётся совладать с ростом преступности на Украине. Это связано как с распространением оружия из зоны конфликта на востоке страны, так и с массовой миграцией криминальных авторитетов из тех же регионов. По данным Нацполиции, в январе — мае совершено 319,7 тыс. уголовных правонарушений, тогда как за аналогичный период 2015 года — 271,6 тыс. Самый бурный рост пришёлся на кражи, ограбления, аферы.
Ещё одна головная боль для оперативников — так называемый закон Савченко, который был принят в конце декабря 2015 года для освобождения наводчицы Надежды Савченко. Он предусматривает зачисление срока предварительного заключения в срок отбывания наказания: один день в следственном изоляторе приравнивается к двум дням в тюрьме. Закон затронул свыше 40 тыс. человек, на свободу раньше срока вышло множество осуждённых за тяжкие преступления.
На данный момент от дальнейшего отбывания наказания по этому принятому Радой закону освобождены 8,2 тыс. осуждённых и заключённых, а 34 тыс. подлежат освобождению из мест заключения в течение года, написал в своём аккаунте в Facebook глава МВД Арсен Аваков. «Из указанного количества вышедших на свободу 785 уже уличены в совершении преступлений, из которых 22 — за умышленное убийство, 18 — нанесение телесных повреждений, 10 — изнасилования, 405 — кражи, 131 — грабежи, 66 — вооружённые разбои, 39 — мошенничество, 20 — хулиганства и другие преступления. И это только уличённые, те, кого удалось задержать <…> а исходя из текущей статистики раскрываемости, увы, минимум столько же остаются за кадром нашего внимания», — сообщил министр и добавил, что требует от парламентариев отменить этот закон.
Кристина Урсу, Киев