Экстренный приём: какие обещания дал глава МВД Франции протестующим полицейским
- Reuters
«Полицейских понимают и поддерживают не только в их руководстве, но и на территории всей Франции, — заявил после встречи Бернар Казнёв. — Я выслушал представителей профсоюзов и в ответ предложил им конкретные решения».
«Разобраться с ситуацией» власти должны к началу 2017 года. «Я потребовал от всех префектов, от директоров региональных департаментов общественной безопасности уже с ближайшего понедельника выделить сотрудника, который будет проводить консультации с полицейскими и их представителями, — заверил министр. — Собранные данные будут структурированы в ноябре, а в декабре мы, основываясь на результатах консультаций, разработаем план действий на 2017 год».
Экстренная встреча с главой МВД стала следствием ряда протестных акций, спонтанно проведённых полицейскими после событий в городе Вири-Шатийон (департамент Эсон). 8 октября группа хулиганов напала на четверых полицейских. Около десяти молодых людей закидали правоохранителей коктейлями Молотова. Двое стражей порядка были тяжело ранены. Один из пострадавших, 28-летний полицейский, получил множественные ожоги рук и лица. Он до сих пор находится в крайне тяжелом состоянии и проходит лечение в парижском госпитале Сен-Луи. Медики ввели его в искусственную кому.
В ночь на вторник, 18 октября, в госпиталь отправились около 400 полицейских из столицы, Эсона и других регионов. Цель — поддержать коллегу и выразить недовольство условиями работы. Около двух часов ночи стражи порядка курсировали между клиникой и Елисейскими полями на патрульных автомобилях с включёнными сиренами. Акции протеста стали продолжением выступлений, организованных в минувшие выходные, причем прошли они в ряде городов Франции. В течение всего дня в понедельник полицейские из Эсона призывали коллег поучаствовать в демонстрациях — рассылали информацию на мобильные телефоны и размещали ее в социальных сетях.
Действия полицейских вызвали негодование властей. Префект полиции Парижа Мишель Кадо отправил телеграмму в администрацию Иль-де-Франс (куда входит Эсон), напомнив об «обязанностях полиции, а также правилах организации манифестации». Директор департамента общественной безопасности Люк-Дидье Мозойе, вторя коллеге, подчеркнул, что самовольно покинутое место службы во время смены — серьёзный проступок со стороны полицейского.
В то же время общественность, многие СМИ и политики поддержали протестующих. В социальных сетях начался флешмоб: французы стали делать записи, снабжая их хэштегом «я поддерживаю полицию» (#JeSoutiensLaPolice). Подобным постом отметился, в частности, и экс-президент Франции Николя Саркози.
Многие французы воспользовались флешмобом, чтобы разместить фотографии подожжённых патрульных машин и раненых полицейских. По статистике 500 стражей порядка ежемесячно получают травмы и ранения на службе. Одно из основных требований полиции в ходе нынешних протестов — обеспечение большей безопасности сотрудников.
Самим полицейским, принимающим участие в демонстрациях, давать комментарии прессе запрещено. Тем не менее многие из них высказываются на условиях анонимности. «Вы слышали, как Бернар Казнёв прокомментировал нападение на ребят (8 октября. — RT)? Он говорил о «дикарях». Но какие же это дикари, если они кидают коктейли Молотова в полицейских с явным намерением их убить? Это настоящие преступники! — заявил после встречи с главой МВД один из полицейских. — Вы понимаете, патруль, где были пострадавшие ребята, состоял из двух человек. А по закону их должно было быть трое, это записано во всех документах!»
«На этот раз мы действительно решили не ждать согласования демонстрации через синдикаты (полицейские профсоюзы. — RT), — добавил другой полицейский, участник ночной акции протеста. — Это потому, что пришло время показать, что мы вообще-то не согласны с тем положением вещей, которое существует. Это касается и условий труда, в которых нам приходится существовать».
«Да, это правда, что нас даже жилетами безопасности не снабдили, — рассказывает третий, комментируя телевизионный сюжет, где девушка-полицейский жалуется, что, отчаявшись получить униформу от руководства, купила себе жилет сама. — Этот вопрос обсуждался долго и давно. У нас есть тяжёлые жилеты, которые используются, например, в оцеплении. Но лёгких жилетов, которые обычно носят под формой во время смены, нет. Летом сообщили было, что положительный ответ получен и скоро всех снабдят жилетами. Однако до сих пор многие в очереди. Сколько он стоит? Около 70 евро. Я знаю, что некоторые действительно решают, что собственная безопасность важнее, и покупают жилеты сами».
Один из полицейских Эсона так описывает условия работы: «нефункционирующие входные двери, швабры вместо сломанных замков, ворота, запирающиеся на велосипедную цепь, здания, кишащие крысами и тараканами…» При этом, по его словам, многочисленные просьбы о ремонте помещений остаются без ответа на протяжении месяцев. В вышестоящих организациях якобы жалуются, что завалены подобными жалобами со всех департаментов Иль-де-Франс, и разобрать этот завал нереально.
«И в таких условиях полиции приходится работать при том, что в стране до сих пор действует наивысший уровень террористической угрозы. Когда на силы охраны правопорядка делается особая ставка. А ведь эти люди каждый день рискуют своими жизнями», — пишет журналист издания «Бульвар Вольтер» в авторской колонке под заголовком «У Франции нет денег на помощь полиции, зато есть огромный бюджет на приём мигрантов».
При этом, по сведениям издания, перед полицейскими поставлены в том числе весьма специфические задачи. Как утверждают журналисты «Бульвар Вольтер», круглосуточно семь дней в неделю двое полицейских приставлены к супруге премьер-министра Франции Мануэля Вальса, поскольку она «потенциально может стать целью злоумышленников». Трое полицейских, пишет издание, охраняют главного раввина Франции.
Довольны ли полицейские обещаниями Бернара Казнёва, станет понятно в течение ближайшей недели: в среду один из трёх профсоюзов работников полиции анонсировал «марш гнева» 26 октября в Париже. Причем принять участие в акции предлагается не только правоохранителям, но и обычным французам. Пока о планах отменить шествие заявлено не было.
Отметим, что средняя зарплата полицейского во Франции составляет 2900 евро в месяц. Согласно данным официального сайта МВД страны, стажер-полицейский зарабатывает 1350 евро, его коллега, работающий на полную ставку, получает от 1870 до 2544 евро. Руководитель отдела региональной полиции имеет зарплату от 3205 до 3299 евро. При этом в столице и регионах труд стражей порядка оплачивается неодинаково (колебания составляют от 100 до 150 евро) — «в связи с разницей стоимости жизни».
График работы также варьируется: это и стандартная пятидневная рабочая неделя, и семь через семь. В контракте же обязательно прописаны выходные и 23 дня отпуска в год.
Всеволод Соловьёв, Париж