Хамид Карзай ведет борьбу с учениками американских спецназовцев в пригородах Кабула
- AFP
Согласно официальному заявлению на сайте правительства Афганистана, «вооруженные лица, которые назвали себя бойцами американского спецназа из провинции Вардак, были замешаны в унижении афганцев, издевательствах над ними и даже убийстве невинных людей».
«Во время последнего инцидента девять человек исчезли в ходе операции, которую проводили эти подозрительные силы. В другом случае эти бойцы выволокли из дома студента. Через несколько суток его тело с перерезанным горлом было найдено под мостом», - говорится в заявлении афганского правительства.
По итогам рассмотрения инцидентов Хамид Карзай потребовал от корпуса военнослужащих НАТО немедленно покинуть стратегически важные провинции Вардак и Логар, в которых якобы были допущены правонарушения, совершенные некими спецназовцами. Лишь через несколько часов представитель Карзая сообщил, что речь идет не о спецназовцах, а о неких «афганцах, которые аффилированы со спецназом США».
Заявление Хамида Карзая повергло международных борцов с терроризмом в некоторое недоумение. Пресс-служба объединенного корпуса НАТО в Афганистане (ISAF) получила вал вопросов через Facebook, однако никаких ответов не последовало. На сайте контингента появилось сообщение, в котором руководство корпуса заявило о необходимости «обсуждения вопроса с афганскими партнерами».
НАТО в Вардаке и Логаре Причина странного поведения правительства Карзая состоит в начавшейся борьбе за власть, сообщает The Washington Post. Провинции Вардак и Логар расположены на южных подступах к столице Афганистана – Кабулу. Население этих провинций прохладно относится к экстремистам. Большую роль в них играют афганцы, которые помогают НАТО поддерживать порядок в регионе.
В советское время население Майдан Вардака и Логара прославилось своим жестким сопротивлением официальной власти и ограниченному контингенту войск СССР. Центральная власть вернулась сюда лишь после падения «Талибана».
Обе провинции характеризуются сложным этническим составом и сравнительно большой долей земледельцев в общем населении. Через провинции Майдан Вардак и Логар проходит несколько дорог, которые связывают Кабул с южными провинциями страны и территориями севера Пакистана.
Солдаты НАТО развернули в Майдан Вардаке и Логаре несколько крупных военных баз. Они решили обезопасить свои коммуникации и вложили значительные средства в социальную инфраструктуру земледельческих районов. При сотрудничестве мусульманских стран-членов ООН в провинциях открылись школы и медицинские учреждения. В Майдан Вардаке были открыты и успешно функционировали специальные курсы грамотности для мусульманских женщин.
Угроза Карзая Помощь сил НАТО двум провинциям не ограничивалась строительством больниц и школ. В Вардаке и Логаре американские спецназовцы помогли местным жителям создать силы самообороны, которые стали своего рода буфером между американскими базами и мирными солдатами. Эти силы (общая численность которых достигала более 10 тыс. человек по всему Афганистану) оказались силой, которая стала претендовать на власть в регионе.
Сейчас американские генералы рассматривают учеников из числа местных ополченцев в качестве важной составляющей безопасности в регионе. Этим недоволен Хамид Карзай: местные руководители вооруженных подразделений «охраны» не спешат передавать в его руки всю полноту власти в стратегически важных провинциях Вардак и Логар.
Именно борьба за власть в провинциях может быть реальной причиной начала скандала вокруг Майдан Вардака и Логара, считают в The Washington Post. Руководители местных ополчений не спешат передавать людям Карзая власть над регионом. Американцы намерены вывести основные войска из страны через год.
В этих условиях президент Афганистана пытается захватить у местных ополченцев власть над пригородами Кабула, которые ему вскоре придется защищать от гораздо более серьезных противников, нежели вооруженные «насильники», а именно от бойцов движения «Талибан».
Они уже начали свою работу на стратегических территориях – в конце февраля на территории Вардака и Логара прозвучали первые взрывы, направленные против местных подразделений полиции и спецслужб Афганистана.