К 70-летию Победы: история блокадного Ленинграда
Когда началась война, Светлане было 7 лет. Уроженка Ленинграда показывает город, который до сих пор хранит следы отчаянной борьбы за выживание.
«Бабушка весь хлеб, который она выкупала (а сначала давали хлеба много — по 800 грамм) заворачивала в две наволочки — одна с белым, другая с чёрным хлебом, — рассказывает блокадница. — И вот эти сухари, они, конечно, нас спасли».
Вскоре после начала блокады жителям Ленинграда пришлось столкнуться не только с голодом, но и с холодом. Зимой 1941 года температура опускалась до минус 40 градусов.
«По улицам бродят люди с вёдрами, по воду. Ищут воды. В большинстве домов не идёт вода, замёрзли трубы. Дров нет», — писала в январе 1942 года жительница блокадного города Любовь Шапорина.
Река Нева сыграла ключевую роль в борьбе жителе Ленинграда за жизнь. Отопление не работало, вся водопроводная сеть города замёрзла. Единственным спасением для населения была река: жители проделывали отверстия во льду и брали воду из Невы.
Масштаб трагедии можно осознать, читая отрывки из дневников блокадников.
Так, ленинградец Миша Тихомиров писал в своём дневнике в середине декабря 1941 года: «Подчёркиваю громадную смертность среди населения. Возвращаясь из школы, можно встретить до 10 гробов».
Порой люди доходили до безумия — в городе происходили страшные вещи. «Начало развиваться людоедство. Бывало, идёшь по улице — лежит раздетый покойник, идёшь обратно — а у него уже задняя часть вырезана», — описывала ситуацию в Ленинграде зимой 1942 года Клавдия Наумовна.
Светлана рассказывает, что во время блокады происходили случаи похищения детей — их ели. «Это было, и все знали, что это было», — содрогается женщина.
«Мало похож Ленинград сегодняшнего дня на Ленинград, который ты знал… Представить себе только, что эти голодные, опухшие женщины Ленинграда сумели его почистить, ведь он был весь — сплошь уборная. В этом действительно есть что-то героическое», — отмечала Клавдия Наумовна в годы блокады.
Полные решимости местные жители изо всех сил пытались спасти, что могли: они обложили статую Медного всадника — памятника императору Петру I и символ современного Санкт-Петербурга — мешками с песком и соорудили над ним деревянное укрытие. Благодаря этой защите монумент пережил бомбёжки и артобстрелы и остался нетронутым.
Блокада продолжалась 872 дня. Она была снята только в начале 1944 года.