Наравне с общим ростом цен: как в России может измениться стоимость горючего в 2025 году
Как могут измениться цены на бензин и дизель в России в 2025 году
- Gettyimages.ru
- © Colorsandia
По итогам 2024 года цены на бензин в России выросли темпами, близкими к общему уровню инфляции. Такой вывод следует из материалов Федеральной службы государственной статистики и Министерства экономического развития.
По данным ведомств, за последние 12 месяцев литр горючего марки АИ-92 на заправках страны подорожал в среднем на 9,8% — с 50,26 до 55,18 рубля, а марки АИ-95 — на 10%, с 54,87 до 60,38 рубля. Для сравнения: уровень инфляции в стране составил порядка 9,7% в годовом выражении.
В то же время темпы удорожания дизеля оказались чуть ниже общего подъёма цен на товары и услуги. За год стоимость этого вида топлива выросла в среднем на 8,6% — с 64,37 до 69,88 рубля.
Главной причиной повышения цен на горючее в 2024 году стали более дорогие, продолжительные и частые ремонты нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Об этом RT рассказал эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
По его словам, прежде ремонтные работы на российских НПЗ носили профилактический характер: каждое лето предприятия поочерёдно ненадолго приостанавливали работу, проводили проверку и починку оборудования, после чего быстро возвращались обратно в эксплуатацию. Впрочем, ситуация несколько поменялась с ужесточением западных санкций, отметил специалист.
«Сейчас из-за того, что Запад ограничил поставки оборудования для наших НПЗ, его нужно либо везти из Азии, либо поставлять параллельным импортом, либо производить непосредственно в России. Поскольку к нашим предприятиям сразу выстроилась очередь, они попросту не успевают нарастить выпуск в нужных объёмах. В результате цены на оборудование растут, ждать его нужно дольше, ремонты НПЗ обходятся дороже», — объяснил Юшков.
Ситуацию при этом усугубляют периодические обстрелы российских нефтеперерабатывающих заводов со стороны Украины, из-за чего предприятиям приходится закрываться ещё и на внеплановые ремонты, отметил аналитик. В результате, по его словам, на фоне простаивания целого ряда НПЗ в стране периодически возникает нехватка топлива, особенно в периоды высокого спроса на горючее, что и приводит к повышению цен на заправках.
«Одна из причин удорожания горючего заключается ещё и в росте всевозможных налогов, акцизов и сборов, на долю которых приходится от 70 до 80% стоимости топлива. Отмечу, что и с 1 января 2025-го акцизы на бензин и дизель в России выросли на 14 и 16% соответственно, поэтому цены на горючее в этом году продолжат расти», — добавил Игорь Юшков.
- Gettyimages.ru
- © Stewart Sutton
Между тем российские власти стремятся к тому, чтобы рост стоимости топлива не превышал инфляцию, и при необходимости задействуют ряд инструментов для сдерживания цен. Например, в 2024 году правительство дважды вводило запрет на экспорт бензина для насыщения внутреннего рынка горючим.
«Рост цен в прошлом году мог бы быть ещё выше, если бы не запрет на вывоз бензина из страны. Также свою роль сыграл и возврат к практике демпферных выплат нефтяникам», — отметил в беседе с RT аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Поясним: в рамках демпфирующего механизма государство доплачивает нефтяным компаниям из бюджета за поставки горючего на внутренний рынок. В результате продажа топлива российским потребителям становится для энергобизнеса более привлекательной по сравнению с экспортом, предложение топлива в стране увеличивается, что позволяет избегать резкого повышения цен.
«В текущем году ценовая динамика на заправках будет зависеть от параметров демпфера. Если выплаты нефтяникам останутся стабильными или увеличатся, рост цен будет ограничен, а если суммы уменьшатся, удорожание горючего ускорится. Важным фактором будет оставаться и экспортная политика: возобновление поставок топлива за рубеж может привести к росту цен на внутреннем рынке из-за снижения предложения», — рассказал Владимир Чернов.
Наряду с этим ключевое значение для стоимости топлива будет иметь динамика мировых цен на нефть, а также эффективность работы ФАС и Минэнерго по ограничению ценников на АЗС, добавил аналитик. Вместе с тем специалист не ожидает серьёзного удорожания бензина и дизеля в текущем году.
«В 2025-м стоимость горючего может вырасти на 5—8%. То есть рост цен будет примерно соответствовать уровню инфляции в текущем году», — заключил Чернов.