Угарная отрасль: как легализация марихуаны подорвёт канадскую фарминдустрию
Как легализация марихуаны подорвёт канадскую фарминдустрию
- globallookpress.com
- © Carmine Marinelli / ZUMAPRESS.com
В 2016 году правительственная рабочая группа Канады (Canadian Government’s Legal Marijuana Task Force) активно работала над проектом закона по легализации марихуаны и выступила более чем с 80 инициативами. Чиновники и эксперты предлагают разрешить продажу марихуаны в магазинах без рецепта «для отдыха и развлечения» канадцам старше 18 лет, а также хранение до 30 грамм конопли и выращивание до 4 кустов растения в домашних условиях. Кроме того, инициаторы законодательных нововведений предлагают разрешить торговлю каннабисом в онлайн-магазинах.
На фармацевтическом факультете Университета Калгари RT пояснили:
«Если закон вступит в силу, то к 2027 году каждый третий житель Канады станет постоянным клиентом марихуановых единорогов (фармкомпании выпускают продукт с наклейкой радужного единорога на упаковке. — RT).
Власти страны в погоне за прибылью не задумываются, что продажа марихуаны на каждом углу приведёт к увеличению наркотической зависимости молодых канадцев от 16 до 24 лет».
По подсчётам экономистов Bloomberg, в 2016 году рыночная капитализация четырёх крупнейших канадских фармкомпаний, которые специализируются на производстве марихуаны, достигла $3 млрд. Для сравнения, в 2014 году этот показатель не превышал и $800 млн. Фаворитом инвесторов стал первопроходец на канадском рынке марихуаны — Canopy Growth, чьи активы оцениваются в $1,2 млрд. Стоимость акций OrganiGram Holdings и Aurora Cannabis, на долю которых приходится более 64% всего объёма рынка марихуаны в Канаде, взлетели на 250%, в то время как два года назад спрос на активы находился на уровне 25%-30%.
Интерес инвесторов подогрели и эксперты BCMI Research — крупнейшего аналитического центра Канады. Согласно прогнозу аналитиков, число потребителей марихуаны в стране к 2021 году вырастет более чем в пять раз и составит около 3,8 млн человек.
«Начиная с 2013 года, рынок стал стремительно расти из-за смягчения правил, которые регулируют медицинское применение марихуаны и разрешают выпуск продукции лицензированным производителям. За три года в Канаде появилось около десяти новых компаний, в то время как раньше рынок контролировала лишь одна — Canopy Growth», — сообщил Bloomberg главный стратег аналитического центра Canada Growers Inc. Ник Брусторе.
Впрочем, участники рынка прогнозируют перегрев отрасли уже к середине 2017 года. Акции подобных компаний скупают в большинстве случаев так называемые инсайдеры, которые располагают полной информацией о положении дел в той или иной сфере. В случае, если инвесторы начнут массово «скидывать» активы, чтобы зафиксировать прибыль, рынок рискует потерять 55%-60% инвестиционного капитала.
В то же время эксперты Aurora Cannabis неоднократно заявляли в СМИ, что намерения властей легализовать продажу марихуаны в 2017 году являются не более чем популистскими заявлениями. Например, в 2015 году в ходе своей избирательной кампании премьер-министр Джастин Трюдо успешно разыграл карту о легализации, однако дальше обещаний дело не пошло, ведь власти всё ещё не разработали ни инструментов регулирования распространения марихуаны, ни методов налогообложения.
Рынок цветёт
В 2017 году Канада может стать первой страной «Большой семёрки», которая легализовала марихуану. Примечательно, что рынок марихуаны ближайшего соседа — США, признан одним из самых процветающих в 2016 году. По данным газеты Washington Post, за последние три года количество венчурных инвестиций в «травяное» производство американской фармотрасли превысило $50 млн. Самая популярная компания по продаже марихуаны в медицинских целях, которая специализируется на доставке товара на дом, получила в 2016 году свыше $2 млн от частных инвесторов. Сейчас без рецепта можно купить марихуану в штатах Колорадо, Вашингтон, Аляска и Орегон.
Перспектива заработать на «траве» манит и знаменитостей. Так, американский рэпер Снуп Дог в 2015 году организовал фонд с денежным пулом в $25 млн, средства из которого идут на поддержку фармкомпаний Соединённых Штатов — производителей марихуаны.