«Новый национальный бренд»: как продажи вакцины «Спутник V» могут отразиться на международном имидже России
Как продажи вакцины «Спутник V» могут отразиться на международном имидже России
- РИА Новости
- © Владислав Воднев
Активное производство и поставки за рубеж вакцины против коронавируса «Спутник V» могут улучшить международный имидж России, особенно в научно-медицинской сфере, заявил RT член комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный.
«Вакцина оказалась удачной и с удовлетворительными качествами, что, видимо, стало неожиданностью для мирового сообщества, которое успело списать Россию на периферию в области науки и медицины», — сказал он.
«Спутник V» показал, что мы всё же умеем производить продукт мирового уровня», — добавил депутат.
По последним данным Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), вакцина «Спутник V» зарегистрирована в 66 странах с общим населением свыше 3,2 млрд человек. По количеству полученных государственными регуляторами одобрений препарат занимает второе место в мире.
Ещё в начале апреля эксперты РФПИ прогнозировали, что в 2021 году 700 млн человек по всему миру смогут привиться «Спутником V». На тот момент за рубежом планировалось произвести порядка 1,1 млрд доз вакцины. Как стало известно в конце месяца, только в Индии планируется произвести около 850 млн доз «Спутника V». Об этом сообщили в Кремле после телефонного разговора президента России Владимира Путина с индийским премьер-министром Нарендрой Моди.
Москва также договорилась о производстве «Спутника V» в Китае, Южной Корее, Аргентине, Сербии, Италии и ряде других стран. Цена препарата для международных рынков составляет менее $10 за инъекцию (для вакцинации одного человека необходимы две дозы).
В этих условиях Россия может заработать порядка $14—15 млрд от продаж препарата в 2021 году. Такую оценку в беседе с RT представил руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев.
«Понятно, что прививаться «Спутником V» будут далеко не все. Тем не менее предполагаемая выручка от продаж вакцины может быть сопоставима по объёму с российским оборонным экспортом. При этом в своих оценках мы даже не учитываем уже начавшийся в России въездной медицинский туризм», — отметил Разуваев.
По его мнению, в 2022 году выручка также может составить около $15 млрд. В дальнейшем показатель начнёт снижаться, поскольку многие люди либо уже успеют привиться, либо переболеют, считает специалист.
- РИА Новости
- © Алексей Филиппов
Как предположил в разговоре с RT главный аналитик ГК «ТелеТрейд» Марк Гойхман, крупные прямые поставки «Спутника V» из России за рубеж могут начаться только во второй половине 2022 года. До этого момента национальные предприятия будут в основном сосредоточены на обеспечении российских регионов препаратом, уверен эксперт.
«По разным оценкам, до конца 2021 года в России может быть изготовлено 100 млн доз вакцины. Власти рассчитывают привить 60% взрослого населения, для чего потребуется около 70 млн комплектов, или 140 млн доз. Таким образом, внутренний выпуск 2021 года и части 2022-го пойдёт практически полностью на российский рынок. К этому добавятся и другие наши зарегистрированные вакцины, чтобы удовлетворить спрос», — пояснил Гойхман.
На этом фоне опрошенные RT специалисты по-разному оценивают возможные объёмы выручки от продаж «Спутника V» в 2021 году. Так, согласно оценке профессора Сколковского института науки и технологий Дмитрия Кулиша, значительный объём прибыли может отойти зарубежным партнёрам России.
«Когда разработчик технологии полностью отдаёт её на локализацию в другую страну, он может рассчитывать не более чем на 20% прибыли от продаж. Соответственно, если вакцина «Спутник V» за границей будет уходить на рынок по $10 за дозу и на зарубежных площадках, прежде всего в Индии и Корее, станут производить около 1 млрд доз в год, то разработчики и правообладатели препарата, вероятно, получат от продаж не более нескольких миллиардов долларов», — объяснил Кулиш.
В то же время, как подчеркнул специалист, растущая популярность «Спутника V» в мире может положительно отразиться на российской торговле в целом. Так, успешное принятие вакцины на зарубежных рынках способно привести к увеличению спроса и на другую отечественную продукцию, прежде всего фармацевтическую. Похожей оценки придерживается и Александр Разуваев.
«Это так называемый эффект мягкой силы, который, конечно, не поддаётся оценке. Тем не менее уже сейчас можно сказать, что «Спутник V» стал брендом, аналогичным «Газпрому», «Аэрофлоту» или «Калашникову», — заключил Разуваев.