«Экспортёры проявляют бойцовские качества»: глава РЭЦ Никишина — о росте несырьевой торговли и поддержке бизнеса
Глава РЭЦ Никишина — о росте несырьевой торговли и поддержке бизнеса

- © Jordi Boixareu/Legion Media
— Насколько объём несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) России увеличился за первые девять месяцев 2021 года?
— С января по сентябрь текущего года объём несырьевого неэнергетического экспорта составил $135 млрд. Это на 40% выше, чем за аналогичный период 2020-го.
Мы наблюдаем заметное увеличение показателя даже несмотря на то, что в этом году была изменена методика подсчёта ННЭ. В частности, из перечня несырьевых товаров были убраны драгоценные металлы, в том числе золото, которые в прошлом году дали серьёзный прирост, и считалось, что они искажают статистику.
По нашим оценкам, за десять месяцев 2021-го объём несырьевого экспорта страны полностью достигнет уровня прошлого года. Конечно, это рекорд.
— Какие несырьевые отечественные товары сейчас наиболее активно идут за рубеж?
— У нас традиционная и достаточно диверсифицированная линейка несырьевого экспорта. Это стальной прокат, пищевая продукция, товары агропромышленного комплекса: пшеница и другие зерновые. Кроме того, мы активно поставляем за границу полимеры, нефтехимию, продукцию машиностроительной отрасли.
- Вероника Никишина — о российском несырьевом экспорте
Мы действительно можем гордиться тем, что, несмотря на пандемию, наши экспортёры традиционно проявляют стабильные и такие бойцовские качества. Компании не только остаются на тех рынках, куда уже зашли, но и завоёвывают новые.
— Какой отметки, по вашей оценке, несырьевой экспорт может достичь по итогам 2021 года?
— Мы прогнозируем, что к концу 2021 года объём нашего несырьевого экспорта составит $180 млрд.
— Какие страны в настоящий момент чаще всего покупают российскую несырьевую продукцию?
— Уже несколько лет у нас сохраняется первая тройка рынков — это Китай, Казахстан и Белоруссия. Однако есть и много других стран, куда мы активно поставляем товары. Это Турция, США, Польша, Узбекистан, Украина, Индия, государства Латинской Америки и Африки. То есть мы присутствуем практически во всём мире.
— До пандемии Российский экспортный центр проводил много выставок за рубежом, представляя наши компании. Как карантинные ограничения сказались на продвижении экспортёров?

— Прошлый год действительно стал для нас новацией, когда отечественные экспортёры стали принимать участие в онлайн-выставках. Однако в этому году начали возвращаться в привычный режим работы. За этот год у нас порядка 30 выставок прошло в офлайн-формате. Мы вновь физически вывозим представителей наших компаний за рубеж, где они выставляют свою продукцию, как и прежде.
Одновременно мы сейчас участвуем в онлайн-выставках, проводимых электронными торговыми площадками. Это, например, компания Alibaba — цифровой гигант, где существует множество сервисов и от успеха на котором зависят в том числе экспортные продажи.
В мае РЭЦ подписал соглашение с Alibaba об организации первой российской онлайн-выставки экспортных товаров на площадке компании. Она проходит сейчас, и почти 600 наших предприятий участвуют в этом мероприятии, где представляют более 50 тыс. наименований своей продукции.
- Вероника Никишина — о презентациях российских экспортёров на выставках
Руководство и менеджеры компаний участвуют в презентациях товаров, отвечают на вопросы потенциальных покупателей, и уже сейчас появляются экспортные контракты по итогам таких коммуникаций.
— РЭЦ сейчас помогает экспортёрам размещать товары на зарубежных онлайн-площадках. Насколько это эффективный инструмент?
— Маркетплейс как канал продвижения продукции стал очень эффективен, особенно в пандемию. Сейчас экспортёры с помощью РЭЦ могут выводить свои товары более чем на 100 различных маркетплейсов. Мы оказываем поддержку для того, чтобы, правильно подобрав площадку, компании могли дотянуться до своего потенциального покупателя.

Однако этого недостаточно. Важно ещё правильно разместить свою продукцию и подать её таким образом, чтобы заинтересовать покупателя. Это ещё одна компетенция, которая зачастую отсутствует у наших экспортёров. Тем не менее существует много операторов, которые за определённую цену помогают привлечь внимание к нашим товарам.
Мы поняли, что зачастую необходимо дать экспортёру возможность собственного маркетплейса, на котором ему будет привычнее. Стали практиковать такой канал. Он получил название «Национальный магазин российских товаров». В прошлом году мы открыли его на китайской торговой площадке Tmall в сегменте пищевых товаров и увидели, что он пользуется очень большим спросом.
Сейчас вместе с «Почтой России» на платформе немецкого филиала Amazon открываем такой же магазин. Это будет потребительская продукция: бытовая химия, одежда, детские игрушки, косметика и парфюмерия. Наш ассортимент — это та же продукция, которую европейский покупатель приобрёл бы в своём офлайн-супермаркете, но только по балансу цена-качество она должна его заинтересовать.