В римском Палаццо-делле-Экспозициони проходит первая крупная ретроспектива социалистического реализма за пределами России. Соцреализм долгое время был закрыт для европейцев по идеологическим причинам, и пришло время восполнить этот пробел, считают организаторы выставки.
В Палаццо-делле-Экспозициони, выставочном дворце Рима, впервые проходит масштабная ретроспектива советского искусства. Социалистический реализм, великая советская живопись, двадцатые-семидесятые годы. Это первая столь крупная ретроспектива художников-соцреалистов за пределами России.
Организаторы хотели показать европейскому зрителю, что соцреализм – это не просто официальный заказ, но и сильная художественная школа, в которой множество разнообразных течений.
«Выставка показывает развитие соцреализма, стиля олеографического и риторического, - объясняет директор выставочного дворца Марио Де Симони. – Он прошёл через последние годы правления Сталина, затем был при Хрущёве и оставался даже во времена Брежнева. В нём отразилось уже постепенное понимание индивидуальных ценностей и будущий кризис коммунизма».
Выставка была подготовлена международной командой, в которую вошли и кураторы из Государственного Русского музея и музеев Московского Кремля. Из России среди прочих были привезены редко путешествующие работы Казимира Малевича, Павла Филонова и Бориса Кустодиева.
МАРИО ДЕ СИМОНИ, директор Палаццо-делле-Экспозициони: Цель выставки, конечно, показать связь искусства с тоталитаризмом. Но не только в этом. Соцреализм воспринимали крайне формально, но теперь пришло время для того, чтобы эти великолепные художники были признаны. Их исключили из истории искусств из-за идеологических предрассудков, которые сегодня устарели.
В соседних залах выставочного дворца проходит ретроспектива другого знакового советского художника и фотографа – Александра Родченко. Обе выставки были открыты в рамках перекрёстного года России и Италии и продлятся до 8 января 2012 года.
Дата выхода в эфир 29 октября 2011 года.