В Лондоне открылась выставка, посвященная советскому искусству 20-30-х годов XX века. Чтобы ближе познакомить британцев с искусством, которое так ненавидел Сталин, организаторы экспозиции воссоздали знаменитую Башню Татлина - памятник III Интернационала, который должен был стать знаменем нового мира.
Период расцвета советского революционного авангарда был очень коротким. Корреспондент телеканала BBC World News отмечает, что Сталин ненавидел это искусство - и вплоть до падения коммунизма на Родине оно пребывало в забвении.
На выставке «Строительство революции: советское искусство и архитектура 1915-1935», открывшейся в лондонской Королевской академии искусств, большая часть представленных работ сохранилась благодаря усилиям одного человека - знаменитого коллекционера Георгия Костаки.
«Он родился в Москве, но по национальности был греком. Именно он собрал эту потрясающую коллекцию российского авангарда, которая считается крупнейшей в мире», - рассказала телеканалу BBC World News директор Государственного музея современного искусства в Салониках Мария Цанцаноглу. По ее словам, коллекционер буквально спас это искусство от забвения и разрушения.
На экспозиции представлены работы Любови Поповой, графика и дизайн Казимира Малевича и его учеников, а также фотографии и видеозаписи великолепных образцов ранней советской архитектуры.
Однако жемчужиной выставки является знаменитая Башня Татлина, которая расположена во дворе Королевской академии искусств. Корреспондент британского телеканала напоминает, что советский художник и архитектор Владимир Татлин задумывал этот грандиозный монумент как памятник III Интернационалу.
По словам куратора выставки в Королевской академии искусств Мэри Энн Стивенс, 400-метровую Башню Татлина планировалось установить на берегу реки Невы. «В его представлении она должна была стать символом новой родившейся после революции страны, знаменем нового мира, нового будущего - как для граждан советской России, так и для всего мира», - рассказала куратор в интервью BBC World News.
Безусловно, Башня Татлина также должна была стать инструментом международной пропаганды, поскольку в те годы в СССР искусство несло на себе большую идеологическую нагрузку. Однако, как отмечает куратор выставки, это искусство по сей день не теряет своей актуальности.
«Художники занимались созданием не только нового языка искусства, нового, радикального и бескомпромиссного, но и искусства нового содержания для нового общества», - отмечает куратор выставки Мэри Энн Стивенс в интервью британскому телеканалу.