Не стоит забывать, что Курильские острова – восточная граница Северного морского пути, значение которого увеличивается в свете глобального потепления, пишет преподаватель японского университета Тохоку Ёсихико Ямада на страницах газеты Sankei Shimbun. Для развития мореходства России наверняка пригодится японский опыт, считает он.
Глобальное потепление в будущем сильно изменит морское сообщество. Растаяли арктические льды, которые раньше принимались в расчет только на время лета, и теперь там стало возможно судоходство.
Этот маршрут называется Северный морской путь и сокращает нынешний путь между Азией и Европой через Суэцкий канал примерно на сорок процентов. В 2011 году по этому пути прошло 15 кораблей, которые везли около 700 тысяч тонн грузов.
Большая часть Северного морского пути проходит по водам, которые контролирует Россия, а его отправная точка на востоке находится в Охотском море – и на «северных территориях». В последнее время российская пограничная служба ввела в строй на морях вокруг «северных территорий» около девяти кораблей береговой охраны, усиливая тем самым систему морской охраны. Также через моря рядом с «северными территориями» проходит важный морской маршрут вывоза с Сахалина сжиженного природного газа.
Северный морской путь, с одной стороны, усилит влияние России в морском сообществе, но заодно многократно увеличится и площадь тех морей, на которых Россия должна будет обеспечивать безопасность судоходства. Россия, у которой довольство скромный опыт в области поддержания порядка на море, без сомнения, попросит о содействии морскую державу Японию.
В нашей стране интерес к Северному морскому пути - и среди депутатов парламента, из-за чего была сформирована Парламентская лига охраны Арктических территорий, а председателем ее стал бывший премьер Синдзо Абэ. Должность генерального секретаря в ней заняла бывший министр обороны Юрико Коикэ, и в организации также принимают участие представители демократической партии и партии Комэйто.
Это очень важно для нашей страны, в которой торговля зависит от понимания передвижений грузов по миру, а также это может поспособствовать разрешению проблемы «северных территорий». Хоть политический процесс в последние годы и был довольно «близоруким», все-таки долгом настоящего депутата парламента должно быть стремление смотреть на поколения вперед.
Видны изменения и в среде гражданских активистов за возвращение «северных территорий». Ещё 14 июля Японская международная молодежная палата зафрахтовала корабль, подплыла к морской границе с «северными территориями» и провела своего рода обзор окрестностей, проплывая вблизи островов Суйсё-дзима* и Каигара-дзима**.
Участники поездки, увидев с близкого расстояния эти острова, вновь ощутили всю противоречивость проблемы «северных территорий». «Украденные острова» - такова немыслимая реальность, в которой отброшены и история, и международное право. Вероятно, они непосредственно ощутили всю силу концепции «фактического владения» «северными территориями». Однако умение увидеть правду о «северных территориях» и не отводить глаз наверняка станет источником для новых идей. Чтобы стать вровень с эпохой, в которой все протекает быстро, нужно умение одновременно размышлять и двигаться вперед.
Дата публикации 02 августа 2012 года.
* Японское название острова Танфильева (прим. RT).
** Японское название острова Сигнальный (прим. RT).